МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА

Изобразительное искусство и архитектура

Начиная с архаической эпохи приоритет в искусстве Древней Греции сохранялся за пластическими видами искусства — архитектурой и скульптурой. Высочайшего мастерства достигли также греческие вазописцы, создавшие свой неповторимый стиль.

Все достижения греческой архитектуры, и конструктивные, и декоративные, связаны со строительством храмов. Греки создали собственный образ отдельно стоящей опоры — колонны. Но в отличие от египетских колонн греческая колонна была соразмерна человеку и уподоблялась его фигуре. Размеры капителей (верхних частей колонн) и баз (оснований) также исходили из пропорций человеческого тела.

В VII в. до н.э. в Греции возникла ордерная система. Ордер[2] — это порядок связи несущих (колонны) и несомых (антаблемент[3], включавший архитрав, фриз и карниз) частей здания в стоечно-балочной конструкции. Согласно ордерной системе каждая часть греческого храмового здания выполняла строго определенную функцию. Этому способствовал и обычай раскрашивания отдельных частей сооружения.

В греческой архитектуре применялись два основных ордера: дорический и ионический. Разновидностью последнего был коринфский ордер. Характер двух главных ордеров ассоциировался с основными ладами античной теории музыки: строгим дорийским и радостным ионийским.

Дорический ордер возник в материковой Греции. Свое название он получил от дорийцев — одного из греческих племен, отличавшегося особой воинственностью и мужественностью. Дорическая колонна — также строгая, торжественная и достаточно массивная. Эта колонна не имела базы и вырастала непосредственно из стилобата (основания храма). Ствол ее немного сужался кверху и прорезался вертикальными желобками — каннелюрами. Капитель дорической колонны состояла из каменной подушки — эхина и квадратной плиты — абака. Архитрав[4] был простым и гладким, фриз[5] образовывали чередующиеся триглифы и метопы, а плиты карниза выступали над фризом.

Дорический стиль был присущ не только архитектуре. Под ним понимался строгий, мощный характер произведения в различных видах искусства — и в музыке, и в скульптуре, и в живописи.

Ионический ордер складывается в главных своих чертах в Малой Азии. Его отличали более легкие пропорции, изящество и широкое применение декоративных элементов. Ионическая колонна всегда имела профилированную базу, была легче и тоньше дорической, а каннелюры были более глубокими. Капитель ионической колонны имела характерное украшение, напоминающее по форме рога барана и называвшееся волюты. Фриз ионического храма — сплошной, без деления на метопы и триглифы.

В V в. до н.э. в греческой архитектуре появился коринфский ордер — пышный, зрелищный, со сложной капителью, похожей на прекрасную цветочную корзину.

Типичными образцами дорических построек архаической эпохи были храмы Аполлона в Коринфе и Посейдона в Песту ме. Об ионических храмах этой эпохи мы знаем больше из античной литературы: значительная их часть была уничтожена. Так, во всем греческом мире славились святилище Артемиды в Эфесе (Малая Азия) — одно из «семи чудес света», храм Геры на о. Самое, храм Аполлона вДидимах (Малая Азия)и др.

Необходимо особо отметить такую черту греческой архитектуры, как антропоморфизм, нашедший выражение в уподоблении дорической колонны мужественному мужскому телу, а ионической и коринфской — грациозной женской фигуре (отсюда атланты и кариатиды).

Архитектура тесно соседствовала и взаимодействовала со скульптурой.

К VIII в. до н.э. относится зарождение монументальной греческой скульптуры, которая сначала была деревянной или глиняной (терракота), затем стала отливаться из бронзы, а еще позднее — изготовляться из мрамора.

В VII-VI вв. до н.э. формируются основные типы греческой скульптуры, для которой в целом был характерен интерес к человеку, воспевание его физической и духовной красоты. Не случайно главным объектом греческой скульптуры был человек.

Скульптура архаической эпохи отличалась еще несовершенством и была представлена двумя типами фигур: обнаженного юноши — куроса и задрапированной в длинные одежды девушки — коры. До нашего времени сохранилось несколько десятков таких статуй. В статуях куросов (их иногда называют «архаическими Аполлонами», т.к. в течение длительного времени считалось, что они изображают этого греческого бога) чувствуется влияние монументальной египетской скульптуры. Эти статуи всегда статичны, строго симметричны и фронтальны; руки юношей сжаты в кулаки и прижаты к бокам. Фигуры девушек — кор — отличаются несколько большей свободой и полны изящества и грации. Иногда куросов изображали чуть улыбающимися, по-видимому, это была очень робкая попытка скульптора передать внутреннее состояние своего героя. Таков широко известный «Аполлон из Теней», хранящийся в Глиптотеке Мюнхена.

К концу VI в. до н.э. греческие скульпторы начали постепенно преодолевать первоначально свойственную их работам статичность и застылость.

Искусство вазописи

Древние греки достигли большого мастерства в искусстве изготовления керамических сосудов и вазовой росписи.

Керамика сопровождала грека на всем его жизненном пути. Великолепные панафинейские амфоры вручали победителям спортивных состязаний, стройные лекифы ставили на могилы, в пифосах и амфорах хранили оливковое масло, вино и зерно, в больших кратерах смешивали вино с водой.

За несколько столетий, разделяющих гомеровскую и архаическую эпохи, искусство вазовой росписи претерпело большие изменения. Примитивный геометрический узор постепенно уступил свое место изображениям людей и животных. Стиль искусства вазописи VII в. до н.э. называют ориентализирующим, т.к. мотивы росписей на вазах напоминают рисунки на восточных коврах — это стилизованные растения, реальные и фантастические животные (львы и сфинксы, птицы с головой человека и др.), заимствованные греческими мастерами из искусства Сирии, Финикии, Персии и Египта. Главными центрами керамического производства были Афины и Коринф.

В следующем, VI, в. до н.э., греческая керамика начинает освобождаться от восточных влияний — возникает новый, черно-фигурный стиль. Изображение на вазах этого стиля исполнено черным лаком по красноватой глине. Геометрический узор заменяется сценами бытовыми, взятыми из жизни. К концу VI в. до н.э. чернофигурный стиль сменяется более сложным краснофигурным, при котором фигуры оставляются в цвете глины, а черным лаком закрывается фон: на черном фоне легче передавать объем и глубину пространства. Примечательно, что позднеархаическое искусство уже не анонимно — гончары и живописцы, даже скульпторы оставляют на своих произведениях собственные имена.

Так, широко известны вазы, расписанные талантливым афинянином Эксекием на мифологические сюжеты: жемчужиной архаического искусства называют его амфору «Ахилл и Аякс, играющие в кости». Знаменитыми были и имена Клития («ваза Франсуа» с изображением персонажей греческой мифологии) и Андокида, Евфрония и Евтимида.

Стремление к реализму в изображении, к гармонии между изображаемыми фигурами и формой сосуда делает греческую керамику периода архаики особенно ценной, с точки зрения знатоков искусства.

Архаическая эпоха заложила основу для будущего расцвета греческой культуры и искусства в следующую, классическую, эпоху.

Вопросы

1. Перечислите основные черты и особенности античной греческой культуры.

2. Чем отличалась культура крито-микенской эпохи от античной греческой культуры?

3. Каково было значение гомеровского этапа в культуре Древней Греции?

4. Постарайтесь оценить значение изобретения греками ордерной системы для дальнейшего развития архитектуры.

5. Какую роль играл агон в древнегреческой культуре?

6. Какие черты искусства архаического периода свидетельствуют о восточном влиянии?

7. Почему в Греции достигло высокого расцвета искусство вазовой росписи?

На главную