МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА

Туризм

Агротуризм
Французская модель организации сельского туризма
Туризм в пригородных и городских зонах Европы
Отдых на море
Южная Америка
Круиз «Средиземноморье»
НЕАПОЛЬ И ПОМПЕИ
Корфу

Дизайн

ДИЗАЙН В ЛЕГЕНДАХ
Кораблестроительное искусство
Литература о дизайне
Объяснение промышленного искусства
Индивидуализация концепций дизайна
ДЖОРДЖ НЕЛЬСОН
ТОМАС МАЛЬДОНАДО
ДИЗАЙН В ДЕЙСТВИИ
Фабрика пишущих машин, заложенная Камилло Оливетти
«Браун»
НЕЗАВИСИМЫЙ ДИЗАЙН
НОН-ДИЗАЙН
ДИЗАЙН В ДЕЙСТВИИ
ДИЗАЙН И ИСКУССТВО
Массовая кинопродукция
Американский коммерческий дизайн
Современный элитарный дизайн
Западная служба дизайна

Мировая художественная культура

  АНТИЧНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ
Изобразительное искусство и архитектура
КУЛЬТУРА ЭПОХИ ВЫСОКОЙ КЛАССИКИ
Классическая греческая скульптура
КУЛЬТУРА ГРЕЦИИ ПЕРИОДА ПОЗДНЕЙ КЛАССИКИ
КУЛЬТУРА ЭПОХИ ЭЛЛИНИЗМА
КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО РИМА
РИМСКАЯ КУЛЬТУРА ЭПОХИ ЦАРЕЙ
РИМСКАЯ КУЛЬТУРА ЭПОХИ РАННЕЙ ИМПЕРИИ
РИМСКАЯ КУЛЬТУРА II ‑ V ВВ. Н.Э.
 

Изобразительное искусство и архитектура

Начиная с архаической эпохи приоритет в искусстве Древней Греции сохранялся за пластическими видами искусства — архитектурой и скульптурой. Высочайшего мастерства достигли также греческие вазописцы, создавшие свой неповторимый стиль.

Все достижения греческой архитектуры, и конструктивные, и декоративные, связаны со строительством храмов. Греки создали собственный образ отдельно стоящей опоры — колонны. Но в отличие от египетских колонн греческая колонна была соразмерна человеку и уподоблялась его фигуре. Размеры капителей (верхних частей колонн) и баз (оснований) также исходили из пропорций человеческого тела.

В VII в. до н.э. в Греции возникла ордерная система. Ордер[2] — это порядок связи несущих (колонны) и несомых (антаблемент[3], включавший архитрав, фриз и карниз) частей здания в стоечно-балочной конструкции. Согласно ордерной системе каждая часть греческого храмового здания выполняла строго определенную функцию. Этому способствовал и обычай раскрашивания отдельных частей сооружения.

В греческой архитектуре применялись два основных ордера: дорический и ионический. Разновидностью последнего был коринфский ордер. Характер двух главных ордеров ассоциировался с основными ладами античной теории музыки: строгим дорийским и радостным ионийским.

Дорический ордер возник в материковой Греции. Свое название он получил от дорийцев — одного из греческих племен, отличавшегося особой воинственностью и мужественностью. Дорическая колонна — также строгая, торжественная и достаточно массивная. Эта колонна не имела базы и вырастала непосредственно из стилобата (основания храма). Ствол ее немного сужался кверху и прорезался вертикальными желобками — каннелюрами. Капитель дорической колонны состояла из каменной подушки — эхина и квадратной плиты — абака. Архитрав[4] был простым и гладким, фриз[5] образовывали чередующиеся триглифы и метопы, а плиты карниза выступали над фризом.

Дорический стиль был присущ не только архитектуре. Под ним понимался строгий, мощный характер произведения в различных видах искусства — и в музыке, и в скульптуре, и в живописи.

Ионический ордер складывается в главных своих чертах в Малой Азии. Его отличали более легкие пропорции, изящество и широкое применение декоративных элементов. Ионическая колонна всегда имела профилированную базу, была легче и тоньше дорической, а каннелюры были более глубокими. Капитель ионической колонны имела характерное украшение, напоминающее по форме рога барана и называвшееся волюты. Фриз ионического храма — сплошной, без деления на метопы и триглифы.

В V в. до н.э. в греческой архитектуре появился коринфский ордер — пышный, зрелищный, со сложной капителью, похожей на прекрасную цветочную корзину.

Типичными образцами дорических построек архаической эпохи были храмы Аполлона в Коринфе и Посейдона в Песту ме. Об ионических храмах этой эпохи мы знаем больше из античной литературы: значительная их часть была уничтожена. Так, во всем греческом мире славились святилище Артемиды в Эфесе (Малая Азия) — одно из «семи чудес света», храм Геры на о. Самое, храм Аполлона вДидимах (Малая Азия)и др.

Необходимо особо отметить такую черту греческой архитектуры, как антропоморфизм, нашедший выражение в уподоблении дорической колонны мужественному мужскому телу, а ионической и коринфской — грациозной женской фигуре (отсюда атланты и кариатиды).

Архитектура тесно соседствовала и взаимодействовала со скульптурой.

К VIII в. до н.э. относится зарождение монументальной греческой скульптуры, которая сначала была деревянной или глиняной (терракота), затем стала отливаться из бронзы, а еще позднее — изготовляться из мрамора.

В VII-VI вв. до н.э. формируются основные типы греческой скульптуры, для которой в целом был характерен интерес к человеку, воспевание его физической и духовной красоты. Не случайно главным объектом греческой скульптуры был человек.

Скульптура архаической эпохи отличалась еще несовершенством и была представлена двумя типами фигур: обнаженного юноши — куроса и задрапированной в длинные одежды девушки — коры. До нашего времени сохранилось несколько десятков таких статуй. В статуях куросов (их иногда называют «архаическими Аполлонами», т.к. в течение длительного времени считалось, что они изображают этого греческого бога) чувствуется влияние монументальной египетской скульптуры. Эти статуи всегда статичны, строго симметричны и фронтальны; руки юношей сжаты в кулаки и прижаты к бокам. Фигуры девушек — кор — отличаются несколько большей свободой и полны изящества и грации. Иногда куросов изображали чуть улыбающимися, по-видимому, это была очень робкая попытка скульптора передать внутреннее состояние своего героя. Таков широко известный «Аполлон из Теней», хранящийся в Глиптотеке Мюнхена.

К концу VI в. до н.э. греческие скульпторы начали постепенно преодолевать первоначально свойственную их работам статичность и застылость.

Искусство вазописи

Древние греки достигли большого мастерства в искусстве изготовления керамических сосудов и вазовой росписи.

Керамика сопровождала грека на всем его жизненном пути. Великолепные панафинейские амфоры вручали победителям спортивных состязаний, стройные лекифы ставили на могилы, в пифосах и амфорах хранили оливковое масло, вино и зерно, в больших кратерах смешивали вино с водой.

За несколько столетий, разделяющих гомеровскую и архаическую эпохи, искусство вазовой росписи претерпело большие изменения. Примитивный геометрический узор постепенно уступил свое место изображениям людей и животных. Стиль искусства вазописи VII в. до н.э. называют ориентализирующим, т.к. мотивы росписей на вазах напоминают рисунки на восточных коврах — это стилизованные растения, реальные и фантастические животные (львы и сфинксы, птицы с головой человека и др.), заимствованные греческими мастерами из искусства Сирии, Финикии, Персии и Египта. Главными центрами керамического производства были Афины и Коринф.

В следующем, VI, в. до н.э., греческая керамика начинает освобождаться от восточных влияний — возникает новый, черно-фигурный стиль. Изображение на вазах этого стиля исполнено черным лаком по красноватой глине. Геометрический узор заменяется сценами бытовыми, взятыми из жизни. К концу VI в. до н.э. чернофигурный стиль сменяется более сложным краснофигурным, при котором фигуры оставляются в цвете глины, а черным лаком закрывается фон: на черном фоне легче передавать объем и глубину пространства. Примечательно, что позднеархаическое искусство уже не анонимно — гончары и живописцы, даже скульпторы оставляют на своих произведениях собственные имена.

Так, широко известны вазы, расписанные талантливым афинянином Эксекием на мифологические сюжеты: жемчужиной архаического искусства называют его амфору «Ахилл и Аякс, играющие в кости». Знаменитыми были и имена Клития («ваза Франсуа» с изображением персонажей греческой мифологии) и Андокида, Евфрония и Евтимида.

Стремление к реализму в изображении, к гармонии между изображаемыми фигурами и формой сосуда делает греческую керамику периода архаики особенно ценной, с точки зрения знатоков искусства.

Архаическая эпоха заложила основу для будущего расцвета греческой культуры и искусства в следующую, классическую, эпоху.

Вопросы

1. Перечислите основные черты и особенности античной греческой культуры.

2. Чем отличалась культура крито-микенской эпохи от античной греческой культуры?

3. Каково было значение гомеровского этапа в культуре Древней Греции?

4. Постарайтесь оценить значение изобретения греками ордерной системы для дальнейшего развития архитектуры.

5. Какую роль играл агон в древнегреческой культуре?

6. Какие черты искусства архаического периода свидетельствуют о восточном влиянии?

7. Почему в Греции достигло высокого расцвета искусство вазовой росписи?

На главную