МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА

КУЛЬТУРА ЭПОХИ ВЫСОКОЙ КЛАССИКИ (V В. ДО Н.Э.)

Классическая эпоха — вершина развития греческого искусства, самый знаменитый период в истории Древней Греции.

В V в. до н.э. центр политической и культурной жизни греческого мира переместился на Балканский полуостров, в Афины, которые называли «светочем Эл-лады». Афины были в то время наиболее развитым греческим полисом, обладавшим огромным военным и экономическим потенциалом и самой развитой демократической системой. Афинское государство сделалось источником политических и культурных влияний в Греции и законодателем мод в художественном творчестве (особенно в середине V столетия до н.э., в «золотой век Перикла»). Известный вождь афинской демократии Перикл (444-429 гг. до н.э.) стремился сделать родной город крупнейшим культурным центром, средоточием всего самого прекрасного и ценного в греческом мире.

Кипучая общественная жизнь отличала Афины середины V в. до н.э. Все полноправные граждане полиса участвовали в народном собрании — экклесии, обладавшем высшей властью. Афинское государство заботилось и о культурном досуге своих граждан, давая им возможность участвовать в празднествах, посещать театр. Так, малоимущим выплачивали из казны особые театральные деньги — те-орикон — два обола, что составляло примерно дневной заработок ремесленника. Благодаря теорикону афинская беднота могла посещать театр. В Афинах существовала также развитая система образования: дети с семи до шестнадцати лет обучались в частных платных школах, где им преподавались грамота, литература, музыка, математика. Большое внимание уделялось физическому воспитанию. Многочисленные гимнасионы с залами и банями, палестры для тренировок молодежи превратили занятия спортом из привилегии знати в право любого афинского гражданина.

Целью образования в Афинах было всестороннее развитие личности. Здесь греки опередили другие народы не только древности, но и более поздних эпох. В Афины V в. до н.э., где существовали наилучшие тогда условия для свободного творчества, стремились талантливые мастера из других греческих городов.

Художественная культура Афин V в. до н.э. переживала пору блестящего расцвета: там за короткий срок был воздвигнут ансамбль Афинского Акрополя, ставший символом античной Греции, там создавали свои знаменитые статуи выдающиеся скульпторы — Мирон, Фидий, Поликлет, работали великие драматурги-трагики — Эсхил, Софокл и Еврипид, и прославленные философы — Сократ, Демокрит, Протагор и др.

Драматургия и театр

Если эпоха архаики наиболее полно выразила себя в лирике, то классическаяГреция проявила себя в аттической трагедии — жанре, в наибольшей степени отвечающем духу античной культуры. В греческой трагедии нашла выражение такая эстетическая категория как катарсис, т.е. очищение, облагораживание людей.

Театр занимал особое место в жизни древних греков, он был трибуной для широкого распространения новых мыслей, освещения наиболее волновавших умы современников проблем. Велика была его общественная и воспитательная роль. Хотя, как правило, сюжеты греческих трагедий происходили из всем знакомых с детства мифов, это не означало, что спектакли были незлободневными и не затрагивали животрепещущих вопросов. Ведь в уста мифологических героев драматурги всегда вкладывали слова, касающиеся самых острых проблем современности. Поэтому драматическая поэзия (все без исключения трагедии и комедии в Греции писались стихами), смогла отодвинуть на второй план другие литературные жанры и на целый век стать жанром господствующим.

Трагедия (в букв. переводе — «песнь козлов») возникла из хоровой песни, из дифирамба, распевавшегося сатирами, одетыми в козлиные шкуры и изображавшими веселых спутников греческого бога виноделия Диониса. В Афинах существовал ежегодный общегосударственный праздник — Великие Дионисии, во время которого разыгрывались сцены из мифов в сопровождении хора сатиров. В V в. до н.э. к хору были добавлены три актера, ведущие с ним диалог, — так возникла драма, театральное действо.

Греческий театр во многом отличался от современного. Во-первых, в Греции не было постоянных трупп, да и профессиональные актеры появились не сразу. Финансирование и организация театрального представления (литургии) были одной из обязанностей (хорегия) наиболее богатых граждан. Во-вторых, само устройство греческого театра было своеобразным и напоминало, скорее, современный стадион. Представление шло под открытым небом, на круглой площадке — орхестре. Скамьи для зрителей вырубались прямо в каменистых склонах холма, у подножия которого устраивалась орхестра. Этот простейший зрительный зал назывался у греков театроном. В таком огромном открытом театре нельзя было рассмотреть ни мимику актеров, ни детали их костюмов, поэтому актеры выступали в масках, обозначающих либо сценический тип персонажа (царь, жрец, женщина и пр.), либо душевное состояние или характер (радость, горе, надменность, отчаяние и т.д.). Приходилось также увеличивать и фигуру актера, который для этого надевал обувь на высокой платформе (котурны). В греческом театре почти не было декораций. Весь этот ограниченный набор изобразительных средств (маски, костюмы, отсутствие декораций и т.д.) был связан с ориентацией всей античной культуры, в том числе и греческого театра, на слуховое, акустическое восприятие.

Античная культура была культурой устного, а не письменного слова, высказывалось предположение, что античность вовсе не знала чтения про себя (МЛ. Гаспаров).

Как и в других областях греческой культуры, в театре непременно присутствовал агон (состязательность). Театральные постановки шли три дня подряд, во время празднования Великих Дионисий. Давали обязательно три трагедии и одну сатировскую драму, т.е. комедию. В каждом представлении участвовали три драматурга, а зрители должны были определить лучшую постановку, лучшего актера и лучшего хорега (организатора представления). В заключительный день праздника победители получали награды.

Всемирную славу аттической трагедии принесли три величайших афинских драматурга — «отец трагедии» Эсхил и два его современника — Софокл и Еврипид. Эсхил (трагедии «Персы», «Прикованный Прометей», «Орестея» и другие) побеждал в состязаниях драматургов 13 раз. Главная тема трагедий Эсхила — проблема моральной ответственности за причиненное зло, проблема рока как силы, стоящей над обществом, и возмездия. Софокл признавался лучшим трагиком 24 раза (!) Созданные им художественные образы — царь Эдип, Антигона, Электра — глубоко человечны. Конфликт трагедий Софокла — в драматическом противоборстве человека и неотвратимого рока, судьбы. Творчеств младшего из трех знаменитых драматургов — Еврипида — отличалось пристальным интересом к человеческой личности, ее индивидуальности, ее влечениям и порывам, радостям и страданиям Созданные им образы, особенно женских (Медея, Федра), отличаются глубине] психологических характеристик.

Расцвет аттической комедии связан с творчеством Аристофана («Всадники», «Осы», «Облака», «Лягушки» «Мир», «Лисистрата» и другие комедии). Сюжеты комедий Аристофана взяты из тогдашней политической жизни Афин. Аттическая комедия в отличие от классической трагедии, построенной на легендарном мифологическом материале, несла заряд язвительной сатиры и актуальной политической заостренности.

Архитектура

В эпоху высокой классики, как и в предшествующие периоды, основные особенности греческой архитектуры были связаны со строительством храмов.

Греческий храм в отличие от культовых сооружений Древнего Востока считался жилищем божества, поэтому во всех греческих храмах находилась статуя того бога, в честь которого был он воздвигнут. Храмы Эллады считались также важнейшими общественными сооружениями: там хранились полисные богатства и его казна.

Мастера классической эпохи блестяще решили задачу синтеза архитектуры и скульптуры. Архитектурные памятники того времени и их декоративное убранство составляют единое целое. Для размещения скульптурных композиций активно использовались фронтоны[6]  и фризы.

Материалом для строительства храмов служили дерево и мрамор, для украшения широко использовались красная и синяя краски, а также позолота. Разнообразны были типы греческих храмов. Чаще всего строились периптеры — прямоугольные в плане здания, со всех сторон окруженные колоннами. Сооружались также диптеры — храмы с двойным рядом колонн, и храмы круглой формы — моноптеры и толосы.

В начале V в. до н.э. были сооружены наиболее значительные дорические храмы: в городе Посейдония в Южной Италии (эта область называлась Великая Греция); храм Зевса в Олимпии с великолепной скульптурой на фронтонах; храм Геры в Пестуме.

Совершенно особое место в истории греческой архитектуры занимает великолепный храмовый ансамбль Афинского Акрополя — самое знаменитое сооружение греческой классики. Сильно разрушенный в ходе греко-персидских войн, он был отреставрирован в середине V в. до н.э. В реконструкции Акрополя принимали участие прославленные архитекторы и скульпторы: Иктин, Калликрат, Мнесикл, Фидий и др.

Акрополь был выражением силы и могущества демократических Афин. Даже сейчас значительно пострадавший от войн и прошедших тысячелетий Афинский Акрополь поражает своей величавостью и необыкновенной гармонией.

Гордо возвышаются здесь колонны самого большого сооружения Акрополя — Парфенона — храма в честь Афины-Девы (Парфенос). История сохранила имена его создателей. Это — Иктин и Калликрат. Построенный из светлого мрамора, окруженный сорока шестью колоннами дорического ордера и обрамленный ионическим фризом Парфенон был воплощением гармонии и строгости. Также в сочетании дорического и ионического стилей были выполнены величественные ворота, ведущие на Акрополь — Пропилеи (архитектор Мнесикл). В архитектуре небольшого и очень изящного храма Ники Аптерос (бескрылой) преобладали ионические черты.

В ионическом стиле был выстроен своеобразный по замыслу храм в честь Афины, Посейдона и героя Эрехтея Эрехтейон — образец редко встречающегося в греческой архитектуре храма с асимметричным планом. Каждый из его фасадов оформлен по-разному. Особенно живописен южный — вместо колонн там стоят шесть женских фигур, знаменитые кариатиды, медленно движущиеся к Парфенону.

Храмы Акрополя были расположены на холме таким образом, чтобы участникам торжественного всенародного шествия на Акрополь во время главного праздника афинских граждан — Великих Панафиней — лишь постепенно открывался вид на каждое здание. Все сооружения Акрополя необычайно пластичны и соразмерны, они гармонически сливаются с окружающей природой. Архитекторы Парфенона учли также и некоторые особенности человеческого зрения: колонны храма отстоят друг от друга на неравное расстояние, угловые колонны чуть массивнее внутренних, а все в целом немного наклонены внутрь к стенам здания — от этого они выглядят стройнее и выше. В Парфеноне все чуть-чуть изогнуто, чуть-чуть искривлено, все рассчитано на то, чтобы отдельные части сооружения выглядели идеально правильными и гармоничными (по Б. Бродскому).

На главную