МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА

Туризм

Агротуризм
Французская модель организации сельского туризма
Туризм в пригородных и городских зонах Европы
Отдых на море
Южная Америка
Круиз «Средиземноморье»
НЕАПОЛЬ И ПОМПЕИ
Корфу

Дизайн

ДИЗАЙН В ЛЕГЕНДАХ
Кораблестроительное искусство
Литература о дизайне
Объяснение промышленного искусства
Индивидуализация концепций дизайна
ДЖОРДЖ НЕЛЬСОН
ТОМАС МАЛЬДОНАДО
ДИЗАЙН В ДЕЙСТВИИ
Фабрика пишущих машин, заложенная Камилло Оливетти
«Браун»
НЕЗАВИСИМЫЙ ДИЗАЙН
НОН-ДИЗАЙН
ДИЗАЙН В ДЕЙСТВИИ
ДИЗАЙН И ИСКУССТВО
Массовая кинопродукция
Американский коммерческий дизайн
Современный элитарный дизайн
Западная служба дизайна

Мировая художественная культура

  АНТИЧНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ
Изобразительное искусство и архитектура
КУЛЬТУРА ЭПОХИ ВЫСОКОЙ КЛАССИКИ
Классическая греческая скульптура
КУЛЬТУРА ГРЕЦИИ ПЕРИОДА ПОЗДНЕЙ КЛАССИКИ
КУЛЬТУРА ЭПОХИ ЭЛЛИНИЗМА
КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО РИМА
РИМСКАЯ КУЛЬТУРА ЭПОХИ ЦАРЕЙ
РИМСКАЯ КУЛЬТУРА ЭПОХИ РАННЕЙ ИМПЕРИИ
РИМСКАЯ КУЛЬТУРА II ‑ V ВВ. Н.Э.
 

КУЛЬТУРА ЭПОХИ ВЫСОКОЙ КЛАССИКИ (V В. ДО Н.Э.)

Классическая эпоха — вершина развития греческого искусства, самый знаменитый период в истории Древней Греции.

В V в. до н.э. центр политической и культурной жизни греческого мира переместился на Балканский полуостров, в Афины, которые называли «светочем Эл-лады». Афины были в то время наиболее развитым греческим полисом, обладавшим огромным военным и экономическим потенциалом и самой развитой демократической системой. Афинское государство сделалось источником политических и культурных влияний в Греции и законодателем мод в художественном творчестве (особенно в середине V столетия до н.э., в «золотой век Перикла»). Известный вождь афинской демократии Перикл (444-429 гг. до н.э.) стремился сделать родной город крупнейшим культурным центром, средоточием всего самого прекрасного и ценного в греческом мире.

Кипучая общественная жизнь отличала Афины середины V в. до н.э. Все полноправные граждане полиса участвовали в народном собрании — экклесии, обладавшем высшей властью. Афинское государство заботилось и о культурном досуге своих граждан, давая им возможность участвовать в празднествах, посещать театр. Так, малоимущим выплачивали из казны особые театральные деньги — те-орикон — два обола, что составляло примерно дневной заработок ремесленника. Благодаря теорикону афинская беднота могла посещать театр. В Афинах существовала также развитая система образования: дети с семи до шестнадцати лет обучались в частных платных школах, где им преподавались грамота, литература, музыка, математика. Большое внимание уделялось физическому воспитанию. Многочисленные гимнасионы с залами и банями, палестры для тренировок молодежи превратили занятия спортом из привилегии знати в право любого афинского гражданина.

Целью образования в Афинах было всестороннее развитие личности. Здесь греки опередили другие народы не только древности, но и более поздних эпох. В Афины V в. до н.э., где существовали наилучшие тогда условия для свободного творчества, стремились талантливые мастера из других греческих городов.

Художественная культура Афин V в. до н.э. переживала пору блестящего расцвета: там за короткий срок был воздвигнут ансамбль Афинского Акрополя, ставший символом античной Греции, там создавали свои знаменитые статуи выдающиеся скульпторы — Мирон, Фидий, Поликлет, работали великие драматурги-трагики — Эсхил, Софокл и Еврипид, и прославленные философы — Сократ, Демокрит, Протагор и др.

Драматургия и театр

Если эпоха архаики наиболее полно выразила себя в лирике, то классическаяГреция проявила себя в аттической трагедии — жанре, в наибольшей степени отвечающем духу античной культуры. В греческой трагедии нашла выражение такая эстетическая категория как катарсис, т.е. очищение, облагораживание людей.

Театр занимал особое место в жизни древних греков, он был трибуной для широкого распространения новых мыслей, освещения наиболее волновавших умы современников проблем. Велика была его общественная и воспитательная роль. Хотя, как правило, сюжеты греческих трагедий происходили из всем знакомых с детства мифов, это не означало, что спектакли были незлободневными и не затрагивали животрепещущих вопросов. Ведь в уста мифологических героев драматурги всегда вкладывали слова, касающиеся самых острых проблем современности. Поэтому драматическая поэзия (все без исключения трагедии и комедии в Греции писались стихами), смогла отодвинуть на второй план другие литературные жанры и на целый век стать жанром господствующим.

Трагедия (в букв. переводе — «песнь козлов») возникла из хоровой песни, из дифирамба, распевавшегося сатирами, одетыми в козлиные шкуры и изображавшими веселых спутников греческого бога виноделия Диониса. В Афинах существовал ежегодный общегосударственный праздник — Великие Дионисии, во время которого разыгрывались сцены из мифов в сопровождении хора сатиров. В V в. до н.э. к хору были добавлены три актера, ведущие с ним диалог, — так возникла драма, театральное действо.

Греческий театр во многом отличался от современного. Во-первых, в Греции не было постоянных трупп, да и профессиональные актеры появились не сразу. Финансирование и организация театрального представления (литургии) были одной из обязанностей (хорегия) наиболее богатых граждан. Во-вторых, само устройство греческого театра было своеобразным и напоминало, скорее, современный стадион. Представление шло под открытым небом, на круглой площадке — орхестре. Скамьи для зрителей вырубались прямо в каменистых склонах холма, у подножия которого устраивалась орхестра. Этот простейший зрительный зал назывался у греков театроном. В таком огромном открытом театре нельзя было рассмотреть ни мимику актеров, ни детали их костюмов, поэтому актеры выступали в масках, обозначающих либо сценический тип персонажа (царь, жрец, женщина и пр.), либо душевное состояние или характер (радость, горе, надменность, отчаяние и т.д.). Приходилось также увеличивать и фигуру актера, который для этого надевал обувь на высокой платформе (котурны). В греческом театре почти не было декораций. Весь этот ограниченный набор изобразительных средств (маски, костюмы, отсутствие декораций и т.д.) был связан с ориентацией всей античной культуры, в том числе и греческого театра, на слуховое, акустическое восприятие.

Античная культура была культурой устного, а не письменного слова, высказывалось предположение, что античность вовсе не знала чтения про себя (МЛ. Гаспаров).

Как и в других областях греческой культуры, в театре непременно присутствовал агон (состязательность). Театральные постановки шли три дня подряд, во время празднования Великих Дионисий. Давали обязательно три трагедии и одну сатировскую драму, т.е. комедию. В каждом представлении участвовали три драматурга, а зрители должны были определить лучшую постановку, лучшего актера и лучшего хорега (организатора представления). В заключительный день праздника победители получали награды.

Всемирную славу аттической трагедии принесли три величайших афинских драматурга — «отец трагедии» Эсхил и два его современника — Софокл и Еврипид. Эсхил (трагедии «Персы», «Прикованный Прометей», «Орестея» и другие) побеждал в состязаниях драматургов 13 раз. Главная тема трагедий Эсхила — проблема моральной ответственности за причиненное зло, проблема рока как силы, стоящей над обществом, и возмездия. Софокл признавался лучшим трагиком 24 раза (!) Созданные им художественные образы — царь Эдип, Антигона, Электра — глубоко человечны. Конфликт трагедий Софокла — в драматическом противоборстве человека и неотвратимого рока, судьбы. Творчеств младшего из трех знаменитых драматургов — Еврипида — отличалось пристальным интересом к человеческой личности, ее индивидуальности, ее влечениям и порывам, радостям и страданиям Созданные им образы, особенно женских (Медея, Федра), отличаются глубине] психологических характеристик.

Расцвет аттической комедии связан с творчеством Аристофана («Всадники», «Осы», «Облака», «Лягушки» «Мир», «Лисистрата» и другие комедии). Сюжеты комедий Аристофана взяты из тогдашней политической жизни Афин. Аттическая комедия в отличие от классической трагедии, построенной на легендарном мифологическом материале, несла заряд язвительной сатиры и актуальной политической заостренности.

Архитектура

В эпоху высокой классики, как и в предшествующие периоды, основные особенности греческой архитектуры были связаны со строительством храмов.

Греческий храм в отличие от культовых сооружений Древнего Востока считался жилищем божества, поэтому во всех греческих храмах находилась статуя того бога, в честь которого был он воздвигнут. Храмы Эллады считались также важнейшими общественными сооружениями: там хранились полисные богатства и его казна.

Мастера классической эпохи блестяще решили задачу синтеза архитектуры и скульптуры. Архитектурные памятники того времени и их декоративное убранство составляют единое целое. Для размещения скульптурных композиций активно использовались фронтоны[6]  и фризы.

Материалом для строительства храмов служили дерево и мрамор, для украшения широко использовались красная и синяя краски, а также позолота. Разнообразны были типы греческих храмов. Чаще всего строились периптеры — прямоугольные в плане здания, со всех сторон окруженные колоннами. Сооружались также диптеры — храмы с двойным рядом колонн, и храмы круглой формы — моноптеры и толосы.

В начале V в. до н.э. были сооружены наиболее значительные дорические храмы: в городе Посейдония в Южной Италии (эта область называлась Великая Греция); храм Зевса в Олимпии с великолепной скульптурой на фронтонах; храм Геры в Пестуме.

Совершенно особое место в истории греческой архитектуры занимает великолепный храмовый ансамбль Афинского Акрополя — самое знаменитое сооружение греческой классики. Сильно разрушенный в ходе греко-персидских войн, он был отреставрирован в середине V в. до н.э. В реконструкции Акрополя принимали участие прославленные архитекторы и скульпторы: Иктин, Калликрат, Мнесикл, Фидий и др.

Акрополь был выражением силы и могущества демократических Афин. Даже сейчас значительно пострадавший от войн и прошедших тысячелетий Афинский Акрополь поражает своей величавостью и необыкновенной гармонией.

Гордо возвышаются здесь колонны самого большого сооружения Акрополя — Парфенона — храма в честь Афины-Девы (Парфенос). История сохранила имена его создателей. Это — Иктин и Калликрат. Построенный из светлого мрамора, окруженный сорока шестью колоннами дорического ордера и обрамленный ионическим фризом Парфенон был воплощением гармонии и строгости. Также в сочетании дорического и ионического стилей были выполнены величественные ворота, ведущие на Акрополь — Пропилеи (архитектор Мнесикл). В архитектуре небольшого и очень изящного храма Ники Аптерос (бескрылой) преобладали ионические черты.

В ионическом стиле был выстроен своеобразный по замыслу храм в честь Афины, Посейдона и героя Эрехтея Эрехтейон — образец редко встречающегося в греческой архитектуре храма с асимметричным планом. Каждый из его фасадов оформлен по-разному. Особенно живописен южный — вместо колонн там стоят шесть женских фигур, знаменитые кариатиды, медленно движущиеся к Парфенону.

Храмы Акрополя были расположены на холме таким образом, чтобы участникам торжественного всенародного шествия на Акрополь во время главного праздника афинских граждан — Великих Панафиней — лишь постепенно открывался вид на каждое здание. Все сооружения Акрополя необычайно пластичны и соразмерны, они гармонически сливаются с окружающей природой. Архитекторы Парфенона учли также и некоторые особенности человеческого зрения: колонны храма отстоят друг от друга на неравное расстояние, угловые колонны чуть массивнее внутренних, а все в целом немного наклонены внутрь к стенам здания — от этого они выглядят стройнее и выше. В Парфеноне все чуть-чуть изогнуто, чуть-чуть искривлено, все рассчитано на то, чтобы отдельные части сооружения выглядели идеально правильными и гармоничными (по Б. Бродскому).

На главную