МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА

Скульптура

Классическая греческая скульптура V в. до н.э., с одной стороны, развивала традиционные черты, сложившиеся еще в скульптуре архаики, а с другой — преодолела многочисленные условности предшествующего периода.

Греческая скульптура V в. до н.э. сделалась образцом классического совершенства. Для ее стиля были характерны уравновешенность, строгая симметрия, идеализация и статичность. Лица греческих статуй всегда бесстрастны и статичны, характеры трактуются однозначно, внутренний мир героев лишен борьбы чувств и мыслей. Индивидуализации и психологизации образов, т.е. искусства портрета, античная скульптура вообще не знала. (Исключение составляет лишь искусство эллинистической эпохи.) Величайшие греческие скульпторы изображали людей такими, какими они должны быть. Статуи античных богов и героев мы различаем не по лицам, а по их типичным позам и атрибутам. Поэтому головы — совсем не главные части фигур в скульптуре греков. Таким образом, классическая греческая скульптура, являвшаяся эталоном прекрасного для последующих поколений, отличалась как раз теми качествами, которые, строго говоря, не должны были считаться образцом для подражания.

В начале V в. до н.э. в Афинах была отлита знаменитая бронзовая скульптурная группа «Тираноубийцы Гармодий и Аристогитон». Группа «Тираноубийц» интересна тем, что ее сюжет связан с падением в Афинах тирании и установлением демократии — событием, совпадающим с началом эпохи классики в скульптуре.

Одним из лучших образцов раннеклассической скульптуры является бронзовая «Статуя возничего» из г. Дельфы. Его стройная фигура напоминает строгую дорическую колонну. Несмотря на некоторую напряженность статуи, все же поза ее более естественна, чем у застывших архаических куросов.

Век высокой греческой классики выдвинул трех выдающихся скульпторов — Фидия, Мирона и Поликлета.

Фидий — афинянин, друг Перикла, которому первый стратег Афин доверил руководство восстановительными работами на Акрополе. Замечателен фриз Пар-фенона, выполненный Фидием и его учениками.

На фризе главного храма Акрополя чередуются трехчастные, выступающие из плоскости триглифы и квадратные плиты между ними — метопы. Девяносто две метопы Парфенона были заполнены рельефами, изображающими битвы греков с амазонками, лапифов — с кентаврами, сцены из Троянской войны, сражения богов и гигантов; причем из более чем 500 фигур, представленных на фризе, ни одна не повторяет другую. Скульптурный фриз Парфенона считается одной из вершин классического искусства.

В Парфеноне в обширном, окрашенном в синий и красный цвета зале стояла двенадцатиметровая статуя Афины-Девы. Богиня была изображена в образе прекрасной женщины. Статуя была исполнена в хрисоэлефантинной технике: из чистого золота была изготовлена одежда богини, а ее шлем, волосы и щит были сделаны из золотых пластин. Лицо и руки Афины-Девы были покрыты пластинами слоновой кости. В глазницы богини были вставлены драгоценные камни — сапфиры. Фидий явил миру новый образ Афины: богини-воительницы и богини мудрости, истинной покровительницы находящегося на вершине своей славы и могущества Афинского полиса.

Идеал человеческой личности был воплощен Фидием и в другой его знаменитой статуе Зевса Олимпийского для храма в Олимпии. Эта статуя причислялась к «семи чудесам света», ее высота—14м. Грозный бог изображен величаво сидящим на троне. Доброе лицо Зевса в изображении Фидия как будто воплощало идею мудрости и человеколюбия, а мягкий и человечный взгляд статуи не соответствовал сложившемуся образу жестокого и мстительного царя богов. Статуя Зевса, как и статуя Афины-Девы, была сделана из золота и слоновой кости. Древние авторы сообщали, что для грека было несчастьем умереть, не увидев Зевса Олимпийского. «Бог ли на землю сошел и явил тебе, Фидий, свой образ, или на небо ты сам, Бога чтоб видеть, взошел?» — восторженно писал древний поэт.

Обе хрисоэлефантинные статуи работы Фидия не сохранились. Они известны нам лишь по описанию древнегреческого историка Павсания (II в. н.э.) и по изображениям на монетах.

Фидием была создана и великолепная скульптура, размещенная на фронтонах Парфенона.

Кроме хрисоэлефантинной статуи Афины-Девы Фидию принадлежит еще одно скульптурное изображение этой богини — Афина-Воительница (Промахос). 12-метровая бронзовая статуя Афины, держащей в руках копье, золотой наконечник которого был виден далеко с моря, украшает площадь перед Парфеноном.

С творчеством Фидия связывается понятие «высокого стиля» в древнегреческом искусстве, которое выражалось в благородной простоте и одновременно в величии.

Два великих современника Фидия, Мирон и Поликлет, прославились созданием статуй атлетов-победителей.

Мирон, работавший в Афинах в середине V в. до н.э., был первым греческим скульптором, сумевшим передать фигуру человека в момент быстрого движения. Наиболее известна его бронзовая статуя «Дискобол», воплотившая идеальный образ человека-гражданина. Показательно, что даже в этой статуе, изображающей человека в движении, лицо метателя диска спокойно и статично.

Третий знаменитый скульптор V в. до н.э. — Поликлет из Аргоса, автор известных статуй Геры, «Раненой амазонки» и «Дорифора» (Копьеносца). Поликлет был теоретиком искусства — он определил законы пропорций идеальной человеческой фигуры и сформулировал их в трактате «Канон». Воплощением канона в пластике и была статуя «Дорифора». Согласно правилу, найденному Поликлетом, голова должна составлять 1/7 всего роста, лицо и кисть руки — 1/10, ступня — 1/6, а прямая линия носа должна продолжать линию лба. Статуи Поликлета всегда неподвижны и статичны.

Оригиналы работ Поликлета и Мирона не сохранились, дошли лишь их римские мраморные копии.

Живопись и вазопись

Среди греческих художников V в. до н.э. выделяются Полигнот, Аполлодор и Паррасий. К сожалению, их живописные произведения до нашего времени не дошли, сохранились лишь описания современников.

Зато сохранились прекрасные образцы вазовой росписи, свидетельствующие о высоком мастерстве их создателей. Крупнейшими вазописцами ранней греческой классики были Евфроний и Евтимид, работавшие в технике краснофигурной росписи которая в отличие от чернофигурной позволяла лучше передать объем композиции и четче обозначить детали. Сюжеты картин на греческих вазах в основном взяты из мифологии, но в V в. до н.э. растет интерес живописцев к сценам из повседневной жизни.

Классичность греческого искусства «Золотого века Перикла» заключается в общечеловеческом содержании его идеалов, ясной гармонии и рациональности.

Вопросы

1. Каков был гражданский идеал древних греков и как он воплотился в искусстве?

2. Что такое «классический принцип» в искусстве?

3. Чем отличался греческий театр от современного?

4. Каковы были основные направления развития классического греческого искусства?

На главную