МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА

КУЛЬТУРА ГРЕЦИИ ПЕРИОДА ПОЗДНЕЙ КЛАССИКИ (КОНЕЦ V В.—IV В. ДО Н.Э)

В конце V в. — начале IV в до н.э. Греция вступает в полосу кризиса, выражавшегося в политической нестабильности, разложении полисных институтов и полисной морали и формировании нового отношения к миру. Место классического коллективиста, идеализированного и обобщенного образа героя-гражданина, воспетого в греческом искусстве предшествующей эпохи, занимает индивидуализированная личность с собственными интересами, переживаниями и чувствами. Идет процесс формирования новых культурных ценностей и идеалов. Полисный патриотизм постепенно уступает место космополитизму[7]. Получают распространение новые философские направления, например, учение киников, основанное на возможности обретения добродетели и счастья каждым отдельным человеком. Великий древнегреческий философ Платон (IV в. до н.э.) создает свое учение об идеальном государстве.

Кризис полисной жизни древних греков нарушил традиционные связи государства и гражданина и подорвал основу полиса — союз равноправных граждан. Ослаблением греческих государств воспользовалось соседнее с Грецией Македонское царство, правитель которого Филипп II в 338 г. до н.э. подчинил Грецию.

Архитектура

Если в эпоху высокой классики центром монументальной архитектуры были Афины, то в IV в. до н.э. центр архитектуры переместился в Малую Азию, которая вновь переживает период своего расцвета. В материковой Греции господствовал дорический стиль, но с более легкими пропорциями чем прежде. В малоазийских же городах сохранился стиль ионический, в котором творил, в частности, талантливый зодчий Пифей, построивший в городе Приене храм Афины. Он же впервые в истории архитектуры воздвиг такую монументальную постройку, как Мавзолей, — грандиозную гробницу карийского царя Мавсола и его жены Артемисии в городе Галикарнассе. Эту 24-ступенчатую трехъярусную мраморную пирамиду высотой 49 м, увенчанную скульптурой, изображающей четверку коней в упряжке — квадригу, древние причисляли к «семи чудесам света». Здание мавзолея поражало своей пышностью и далеко отошло от простоты и строгости сооружений эпохи «высокой классики». Не менее пышным и гигантским был классический диптер, также считавшийся «чудом света», — отстроенный вновь после пожара 356 г. до н.э. храм Артемиды в городе Эфесе. Величественность и пышность этих построек сближали их с архитектурой Древнего Востока и свидетельствовали о приближении новой, эллинистической эпохи, в которой слились воедино греческие и восточные культурные заимствования.

В зодчестве IV в. до н.э. ведущую роль играли уже не храмовые (культовые) сооружения, а постройки светского характера: театры, помещения для собраний, палестры, гимнасии. Замечательный архитектурный ансамбль был построен в городе Эпидавре: он включал храм, стадион, гимнасии, дом для приезжающих, концертный зал и прекрасный, поражающий гармонией пропорций и хорошей акустикой театр, шедевр выдающегося зодчего Поликлета-Младшего.

Скульптура

Скульптура поздней классики обладала (по сравнению со скульптурой V в. до н.э.) рядом новых черт. Она стала более утонченной, показывала глубокие человеческие чувства, внутреннее состояние человека. На смену величавости, достоинству, суровой ясности и гармонии классического стиля пришли другие тенденции —драматический пафос, особый лиризм и грациозность. Их воплотили в своем творчестве величайшие греческие скульпторы IV в. до н.э. — Скопас, Пракситель и Лисипп, передавшие в скульптуре тончайшие оттенки движения человеческой души. Кроме этого, в скульптуре IV в. до н.э. большее место чем раньше заняли жанрово-бытовые мотивы, оттеснившие на задний план религиозные и гражданские.

Скопас, уроженец «мраморного» острова Парос, обычно создавал мифологические образы, которые поражали современников драматизмом, экспрессией и передачей сложнейшей гаммы человеческих чувств. Его «Менада» (Вакханка), танцующая спутница Диониса, охваченная вакхическим исступлением, является шедевром не только античного, но и мирового искусства. На обломках фриза Галикарнасского мавзолея также видна рука Скопаса, изобразившего битву греков с амазонками — «Амазономахию».

Младший современник Скопаса Пракситель ваял главным образом олимпийских богов и богинь. Он отказался от изображения прямостоящих статуй: его «Отдыхающий сатир», «Аполлон», а также «Гермес с младенцем Дионисом» с ленивой грацией опираются на опоры в позе мечтательного отдыха. Самая знаменитая статуя Праксителя — «Афродита Книдская» — прообраз многих последующих изображений богини любви. Впервые в истории греческой скульптуры Пракситель представил Афродиту в виде прекрасной обнаженной женщины.

Подлинных статуй Праксителя и Скопаса сохранилось очень мало; нам известны в основном лишь их римские копии.

Творчество Праксителя оказало заметное влияние на скульпторов эпохи эллинизма и на римских мастеров.

Стремление передать многообразие характеров — основная черта творчества третьего великого скульптора IV в. до н.э. — Лисиппа. Он оставил потомкам прекрасный бюст Александра Македонского, сохранившийся лишь в римской копии, и разработал новый пластический канон, заменивший канон Поликлета. Этот новый идеал полнее всего воплощен в «Апоксиомене» Лисиппа.

Имя афинянина Леохара связано с хрестоматийным произведением — «Аполлоном Бельведерским». Римская копия этой статуи находится в Ватиканском музее, так называемом Бельведере, отсюда и ее название — Аполлон Бельве-дерский. Изысканность и эффектность Аполлона приводили в восхищение художников эпохи Возрождения, считавших его эталоном классического стиля.

«Аполлон» Леохара свидетельствовал о том, как изменился идеал мужской красоты в греческом искусстве.

В целом и в архитектуре, и в скульптуре, и в живописи IV век до н. э. отмечен зарождением многих тенденций, которые получат полное выражение в следующую, эллинистическую эпоху.

На главную