МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА

Туризм

Агротуризм
Французская модель организации сельского туризма
Туризм в пригородных и городских зонах Европы
Отдых на море
Южная Америка
Круиз «Средиземноморье»
НЕАПОЛЬ И ПОМПЕИ
Корфу

Дизайн

ДИЗАЙН В ЛЕГЕНДАХ
Кораблестроительное искусство
Литература о дизайне
Объяснение промышленного искусства
Индивидуализация концепций дизайна
ДЖОРДЖ НЕЛЬСОН
ТОМАС МАЛЬДОНАДО
ДИЗАЙН В ДЕЙСТВИИ
Фабрика пишущих машин, заложенная Камилло Оливетти
«Браун»
НЕЗАВИСИМЫЙ ДИЗАЙН
НОН-ДИЗАЙН
ДИЗАЙН В ДЕЙСТВИИ
ДИЗАЙН И ИСКУССТВО
Массовая кинопродукция
Американский коммерческий дизайн
Современный элитарный дизайн
Западная служба дизайна

Мировая художественная культура

  АНТИЧНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ
Изобразительное искусство и архитектура
КУЛЬТУРА ЭПОХИ ВЫСОКОЙ КЛАССИКИ
Классическая греческая скульптура
КУЛЬТУРА ГРЕЦИИ ПЕРИОДА ПОЗДНЕЙ КЛАССИКИ
КУЛЬТУРА ЭПОХИ ЭЛЛИНИЗМА
КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО РИМА
РИМСКАЯ КУЛЬТУРА ЭПОХИ ЦАРЕЙ
РИМСКАЯ КУЛЬТУРА ЭПОХИ РАННЕЙ ИМПЕРИИ
РИМСКАЯ КУЛЬТУРА II ‑ V ВВ. Н.Э.
 

КУЛЬТУРА ГРЕЦИИ ПЕРИОДА ПОЗДНЕЙ КЛАССИКИ (КОНЕЦ V В.—IV В. ДО Н.Э)

В конце V в. — начале IV в до н.э. Греция вступает в полосу кризиса, выражавшегося в политической нестабильности, разложении полисных институтов и полисной морали и формировании нового отношения к миру. Место классического коллективиста, идеализированного и обобщенного образа героя-гражданина, воспетого в греческом искусстве предшествующей эпохи, занимает индивидуализированная личность с собственными интересами, переживаниями и чувствами. Идет процесс формирования новых культурных ценностей и идеалов. Полисный патриотизм постепенно уступает место космополитизму[7]. Получают распространение новые философские направления, например, учение киников, основанное на возможности обретения добродетели и счастья каждым отдельным человеком. Великий древнегреческий философ Платон (IV в. до н.э.) создает свое учение об идеальном государстве.

Кризис полисной жизни древних греков нарушил традиционные связи государства и гражданина и подорвал основу полиса — союз равноправных граждан. Ослаблением греческих государств воспользовалось соседнее с Грецией Македонское царство, правитель которого Филипп II в 338 г. до н.э. подчинил Грецию.

Архитектура

Если в эпоху высокой классики центром монументальной архитектуры были Афины, то в IV в. до н.э. центр архитектуры переместился в Малую Азию, которая вновь переживает период своего расцвета. В материковой Греции господствовал дорический стиль, но с более легкими пропорциями чем прежде. В малоазийских же городах сохранился стиль ионический, в котором творил, в частности, талантливый зодчий Пифей, построивший в городе Приене храм Афины. Он же впервые в истории архитектуры воздвиг такую монументальную постройку, как Мавзолей, — грандиозную гробницу карийского царя Мавсола и его жены Артемисии в городе Галикарнассе. Эту 24-ступенчатую трехъярусную мраморную пирамиду высотой 49 м, увенчанную скульптурой, изображающей четверку коней в упряжке — квадригу, древние причисляли к «семи чудесам света». Здание мавзолея поражало своей пышностью и далеко отошло от простоты и строгости сооружений эпохи «высокой классики». Не менее пышным и гигантским был классический диптер, также считавшийся «чудом света», — отстроенный вновь после пожара 356 г. до н.э. храм Артемиды в городе Эфесе. Величественность и пышность этих построек сближали их с архитектурой Древнего Востока и свидетельствовали о приближении новой, эллинистической эпохи, в которой слились воедино греческие и восточные культурные заимствования.

В зодчестве IV в. до н.э. ведущую роль играли уже не храмовые (культовые) сооружения, а постройки светского характера: театры, помещения для собраний, палестры, гимнасии. Замечательный архитектурный ансамбль был построен в городе Эпидавре: он включал храм, стадион, гимнасии, дом для приезжающих, концертный зал и прекрасный, поражающий гармонией пропорций и хорошей акустикой театр, шедевр выдающегося зодчего Поликлета-Младшего.

Скульптура

Скульптура поздней классики обладала (по сравнению со скульптурой V в. до н.э.) рядом новых черт. Она стала более утонченной, показывала глубокие человеческие чувства, внутреннее состояние человека. На смену величавости, достоинству, суровой ясности и гармонии классического стиля пришли другие тенденции —драматический пафос, особый лиризм и грациозность. Их воплотили в своем творчестве величайшие греческие скульпторы IV в. до н.э. — Скопас, Пракситель и Лисипп, передавшие в скульптуре тончайшие оттенки движения человеческой души. Кроме этого, в скульптуре IV в. до н.э. большее место чем раньше заняли жанрово-бытовые мотивы, оттеснившие на задний план религиозные и гражданские.

Скопас, уроженец «мраморного» острова Парос, обычно создавал мифологические образы, которые поражали современников драматизмом, экспрессией и передачей сложнейшей гаммы человеческих чувств. Его «Менада» (Вакханка), танцующая спутница Диониса, охваченная вакхическим исступлением, является шедевром не только античного, но и мирового искусства. На обломках фриза Галикарнасского мавзолея также видна рука Скопаса, изобразившего битву греков с амазонками — «Амазономахию».

Младший современник Скопаса Пракситель ваял главным образом олимпийских богов и богинь. Он отказался от изображения прямостоящих статуй: его «Отдыхающий сатир», «Аполлон», а также «Гермес с младенцем Дионисом» с ленивой грацией опираются на опоры в позе мечтательного отдыха. Самая знаменитая статуя Праксителя — «Афродита Книдская» — прообраз многих последующих изображений богини любви. Впервые в истории греческой скульптуры Пракситель представил Афродиту в виде прекрасной обнаженной женщины.

Подлинных статуй Праксителя и Скопаса сохранилось очень мало; нам известны в основном лишь их римские копии.

Творчество Праксителя оказало заметное влияние на скульпторов эпохи эллинизма и на римских мастеров.

Стремление передать многообразие характеров — основная черта творчества третьего великого скульптора IV в. до н.э. — Лисиппа. Он оставил потомкам прекрасный бюст Александра Македонского, сохранившийся лишь в римской копии, и разработал новый пластический канон, заменивший канон Поликлета. Этот новый идеал полнее всего воплощен в «Апоксиомене» Лисиппа.

Имя афинянина Леохара связано с хрестоматийным произведением — «Аполлоном Бельведерским». Римская копия этой статуи находится в Ватиканском музее, так называемом Бельведере, отсюда и ее название — Аполлон Бельве-дерский. Изысканность и эффектность Аполлона приводили в восхищение художников эпохи Возрождения, считавших его эталоном классического стиля.

«Аполлон» Леохара свидетельствовал о том, как изменился идеал мужской красоты в греческом искусстве.

В целом и в архитектуре, и в скульптуре, и в живописи IV век до н. э. отмечен зарождением многих тенденций, которые получат полное выражение в следующую, эллинистическую эпоху.

На главную