МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА

Туризм

Агротуризм
Французская модель организации сельского туризма
Туризм в пригородных и городских зонах Европы
Отдых на море
Южная Америка
Круиз «Средиземноморье»
НЕАПОЛЬ И ПОМПЕИ
Корфу

Дизайн

ДИЗАЙН В ЛЕГЕНДАХ
Кораблестроительное искусство
Литература о дизайне
Объяснение промышленного искусства
Индивидуализация концепций дизайна
ДЖОРДЖ НЕЛЬСОН
ТОМАС МАЛЬДОНАДО
ДИЗАЙН В ДЕЙСТВИИ
Фабрика пишущих машин, заложенная Камилло Оливетти
«Браун»
НЕЗАВИСИМЫЙ ДИЗАЙН
НОН-ДИЗАЙН
ДИЗАЙН В ДЕЙСТВИИ
ДИЗАЙН И ИСКУССТВО
Массовая кинопродукция
Американский коммерческий дизайн
Современный элитарный дизайн
Западная служба дизайна

Мировая художественная культура

  АНТИЧНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ
Изобразительное искусство и архитектура
КУЛЬТУРА ЭПОХИ ВЫСОКОЙ КЛАССИКИ
Классическая греческая скульптура
КУЛЬТУРА ГРЕЦИИ ПЕРИОДА ПОЗДНЕЙ КЛАССИКИ
КУЛЬТУРА ЭПОХИ ЭЛЛИНИЗМА
КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО РИМА
РИМСКАЯ КУЛЬТУРА ЭПОХИ ЦАРЕЙ
РИМСКАЯ КУЛЬТУРА ЭПОХИ РАННЕЙ ИМПЕРИИ
РИМСКАЯ КУЛЬТУРА II ‑ V ВВ. Н.Э.
 

КУЛЬТУРА ЭПОХИ ЭЛЛИНИЗМА (КОНЕЦ IV В. — КОНЕЦ 1 В. ДО Н.Э.)

Эллинистический этап был последним в истории Древней Греции. Начало ему было положено завоевательными походами на Восток Александра Македонского, сына Филиппа II (356-323 гг. до н.э.). В результате подчинения власти македонского царя громадных территорий бывшей Персидской державы (Египет, Месо-потамия. Малая Азия, Средняя Азия и др.) была создана обширная империя Александра, простиравшаяся от Египта до Индии (вспомним, что еще его отец Филипп II подчинил Грецию). Неожиданная и ранняя смерть главы этой империи повлекла за собой ее скорый распад: полководцы (диадохи) Александра разделили ее территорию на отдельные независимые царства, жизнь в которых была устроена по эллинскому образцу. Отсюда название новой эпохи — эллинизм (от греч. — «подражать эллинам»). Культура образовавшихся в результате распада империи Александра государств — Египетского царства, где правила династия Птолемеев, царства Селевкидов, Пергамского царства и др. — представляла собой синтез греческих (греко-македонских) и местных, варварских (восточных), начал и традиций. Своеобразный сплав греческих и восточных элементов в культуре и искусстве был характерен также и для эллинистической Греции.

В период эллинизма, наряду с традиционными культурными центрами — Афины, Коринф, Дельфы, Эфес, Милет и др., возникло много новых: Александрия в Египте, Антиохия в Сирии, Пергам в Малой Азии, остров Родос и др. Интенсивно развивались наука и техника, философия и литература, различные виды искусства. Военные походы, торговые путешествия в другие страны значительно расширили кругозор греков и способствовали развитию техники, механики, математики, астрономии, географии и других наук. В эллинистическую эпоху работали знаменитые ученые: Евклид — создатель элементарной геометрии, Архимед — основоположник механики, Аристарх Самосский и Эратосфен — географы и астрономы, Герофил — врач, Феофраст — ботаник и географ, Эпикур и Зенон — основатели новых направлений в философии, и многие другие

Выдающаяся роль в развитии науки в период эллинизма принадлежала Александрии Египетской, где были сосредоточены лучшие научные силы. В Александрии находился знаменитый Мусейон — «храм муз», где жили и работали самые известные ученые того времени. Александрия была настоящим научным центром эллинистического мира. Там же находилась и одна из крупнейших библиотек того времени.

В формировании эллинистической культуры принимали участие не только греки, но и представители других народов: египтяне, сирийцы, карфагеняне, евреи и пр. Поэтому эллинистическую культуру можно назвать в прямом смысле слова мировой. Не случайно именно в то время был составлен перечень всего лучшего, что было создано древними цивилизациями за все время их существования, — «семь чудес света»

Литература

Литература эллинистической эпохи необычайно богата по количеству произведений и многообразию жанров. Однако она значительно уступает классической: традиционные жанры продолжали существовать, но литература теряет свою непосредственность и становится более рассудочной, изысканной и виртуозной. При дворах эллинистических царей процветала пышная, утонченная, полная учености придворная поэзия, образцами которой были идиллии и гимны Каллимаха из Кирены, эпическая поэма «Аргонавтика» Аполлония Родосского и др. Поэзия стала искусством для избранных: ее весьма изысканный и часто вычурный стиль был далек от проблем, волновавших общество в целом. Наиболее распространены были малые литературные формы — элегии и эпиллии, в которых преобладали мифологические и любовные сюжеты. Более жизненный характер имели короткие и выразительные эпиграммы, которые тогда писали повсюду. Модными были и сельские мотивы в поэзии. Картинки из жизни простых пастухов Сицилии рисует в своих знаменитых буколических (пастушеских) идиллиях Феокрит из Сиракуз.

Интересы и вкусы горожан выражали комедия и мим (бытовая сценка). Особенно славились мимы Герода, реалистически изображающие городской быт. Из многочисленных (более 60 имен) авторов возникшей в конце IV в. до н.э. в Греции новой аттической комедии, или комедии нравов, наибольшей популярностью пользовался Менандр. Темой его комедий («Третейский суд», «Брюзга», «Щит» и др.) становится не общественная, как прежде у Аристофана, а частная жизнь горожан.

Архитектура

Искусство эпохи эллинизма переживало период бурного расцвета. Оно приобрело более светский характер и представляло собой сплав различных направлений и стилей. Велось активное строительство, в том числе и новых городов: сам Александр Македонский, по преданию, основал 70 городов, названных Александриями в его честь. Новые эллинистические города имели прямоугольную форму и весьма рациональную планировку. Улицы в Пергаме были вдвое шире улиц старых греческих городов, а эллинистическая Приена наличием удобств превосходила средневековый Париж. Особое развитие в эпоху эллинизма получило строительство общественных зданий и сооружений. Монументальность городскому ансамблю придавали обязательные портики, которые укрывали и от палящего солнца, и от дождя. Впоследствии римляне заимствовали этот тип конструкции. Портиками окружали агору[8] территорию храма, палестру, существовавшие в каждом греческом городе. Повсюду на склонах холмов возникают каменные театры — наиболее примечательные были построены в Дельфах, Додоне, Оропе, Приене, Пергаме и Сиракузах.

В храмовой архитектуре получил всеобщее распространение ионический ордер, особенно в Малой Азии. Продолжалась реконструкция храма Артемиды в Эфесе, возводился великолепный храм-Аполлона вДидимах около Милета, строительство которого продолжалось почти 200 лет. Храм Аполлона — это гигантское здание (116 х 52м) с двумя рядами колонн по длинным сторонам и с тремя по фасаду, представлявшее образец классического диптера. Появились отдельные образцы нового стиля — псевдодиптеры, например, храм Артемиды в Магнесии. Псевдодиптер широко использовался впоследствии в римской архитектуре. Хотя в эллинистической архитектуре и продолжал применяться дорический ордер (но со значительно облегченными пропорциями), все же его роль была невелика.

Постройки эллинистического времени часто отличала тяга к колоссальному, своего рода гигантомания. Это относится прежде всего к монументальным алтарям — алтарю Гиерона II в Сиракузах и особенно к замечательному памятнику эпохи — алтарю Зевса в Пергаме (II в. до н.э.). Последний знаменит главным образом своим грандиозным фризом, опоясывающим цоколь здания (его размеры —36 х 34 X 5,6 м) и украшенным великолепной скульптурой. В отличие от сооружений классической эпохи, прославлявших полис и его граждан, памятники архитектуры эпохи эллинизма прославляли царей и правителей.

Спецификой эллинистической архитектуры было появление нового типа общественных зданий — библиотек (в Александрии, Пергаме, Антиохии и др. городах) и сооружений научно-практического назначения — Фаросский маяк в Александрии, «Башня ветров» в Афинах. Самым выдающимся было творение Со-страта из Книда (III в. до н.э.) — морской маяк на острове Фарос близ Александрии, который считался одним из «семи чудес света» (до нашего времени он не сохранился). Он представлял собой трехъярусную башню высотой 120 м: цоколь его был квадратным, средний ярус имел форму восьмиугольника, а верхний представлял собой круглое сооружение с украшавшими его статуями. В верхней части маяка, оборудованной металлическими зеркалами, постоянно поддерживался огонь. Маяк служил одновременно наблюдательным пунктом и крепостью.

Скульптура

Пластическое искусство эпохи эллинизма характеризуется стремлением к эффектности, грандиозности и показной пышности — эти черты были унаследованы им от восточных монархий. То, что составляло когда-то славу греческой классики, — чувство меры и гармонии —было безвозвратно утеряно эллинистическим искусством. Вместо этого на первый план выступили грубость, жестокость, беспомощность и трагизм — чувства, к которым проявляли повышенный интерес скульпторы IV-1 вв. до н.э., достигшие высочайшего мастерства в технике обработки мрамора.

В отличие от архитектуры скульптура эллинистической эпохи более всего сохранила греческий облик, продолжая традиции поздней классики. Как и в предыдущие периоды, скульптура оставалась неотъемлемой частью архитектурного убранства эллинистических городов. Но если классические формы искусства сложились в рамках демократического полиса и поэтому воплощали идеал человека-гражданина, то в эпоху эллинизма пластика приобрела новые черты. Монархический строй эллинистических государств и иное мировоззрение вызвали к жизни официальную, придворную тенденцию искусства, воплотившуюся в монументальных портретных и аллегорических статуях. Другая тенденция эллинистической скульптуры нашла выражение в интересе к изображению частного, личного, а не общественного, как прежде. Для нее характерно любопытство к житейским подробностям, к повседневности, ко всему тому, что позднее стали называть «жанром».

Сложное развитие разноликих эллинистических государств породило создание многих художественных школ в скульптуре. И если в классическую эпоху процветала главным образом афинская школа пластики, то в период эллинизма на передний план выходят новые центры скульптурного творчества — Пергам, Александрия, Родос и Антиохия. Лучше всего известны произведения пергамской школы с характерной для нее патетикой и подчеркнутым драматизмом скульптурных изображений. Так, монументальный фриз огромного Пергамского алтаря, исполненный в очень высоком рельефе, передает битву олимпийских богов с восставшими против них сынами Земли — гигантами. Гиганты гибнут, их фигуры выражают отчаяние и страдание, фигуры олимпийцев, напротив, спокойны и воодушевленны. Авторы пергамского фриза прекрасно выразили дух своей беспокойной эпохи, весь ужас и безнадежность перед лицом смерти.

Также не менее выразительна и полна драматизма круглая скульптура пергамской школы. «Умирающий галл», «Галл, убивающий себя и свою жену» — великолепные образцы патетики и пафоса пергамского искусства, мужественного и прекрасного.

Традиции искусства Скопаса унаследовала одна из самых знаменитых эллинистических статуй — «Ника Самофракийская». Статуя богини победы была воздвигнута на острове Самофракия в честь победы родосского флота (ок. 190 г. до н.э.). Установленная на пьедестале, напоминающем нос корабля, она стояла когда-то, трубя в рог, на высоком утесе на берегу моря. Голова статуи не сохранилась, но ее торс в развевающихся одеждах исполнен стремительного движения.

Скульпторы эллинистической эпохи обращались и к классическим образцам. Примером этого может служить статуя работы Агесандра — «Афродита Ми-лосская» (II в. до н.э.). Современные ей статуи богини любви были более чувственны и даже жеманны, Агесандру же удалось возродить дух искусства классики, создав образ высокой нравственной силы.

Прославленные статуи Ники Самофракийской и Афродиты Милосской украшают собой Парижский Лувр.

Блестящая школа эллинистической скульптуры существовала на острове Родос. Особой славой пользовалась скульптурная группа «Лаокоон», изваянная родосскими мастерами Агесандром, Афинодором и Полидором (I в. до н.э.). Сюжет этой скульптуры взят из «Одиссеи» Гомера: троянский жрец Лаокоон и его сыновья, предостерегавшие троянцев от введения в город оставленного греками-ахейцами деревянного коня, были жестоко наказаны богами — покровителями греков — Афиной и Посейдоном, которые наслали на троянских героев гигантских змей, задушивших их. В «Лаокооне» ярко проявился патетический дух эллинистического искусства, его острый драматизм и трагичность. Скульпторы прекрасно передали ужасные страдания и агонию своих героев.

Скульптура «Лаокоон» сейчас хранится в Ватиканском музее.

Не обошла эллинистическую скульптуру и страсть к гигантомании: ярким образцом ее являлась огромная 32-метровая статуя бога Гелиоса из золоченой бронзы, установленная у входа в Родосскую гавань. Над статуей Колосса Родосского 12 лет трудился ученик Лисиппа Харес из Линда, и это чудо инженерного искусства заняло последнюю, седьмую, строчку в списке «чудес света». Как и большинство других «чудес». Колосс Родосский не сохранился до нашего времени.

Синкретическая эллинистическая культура была унаследована и римлянами, и Византией, и арабами и вошла составной частью в золотой фонд мировой культуры.

Особенно велико было влияние культуры эллинизма на римскую культуру: в Рим были вывезены многие произведения искусства, библиотеки, образованные рабы и т.д., которые обогатили латинскую культуру, что красноречиво подтверждают слова римского поэта Горация:

Греция, пленницей став,

победителей грубых пленила.

В Лациум сельский искусства внесла.

Характерные особенности греческой культуры

Культура Древней Греции отличалась глубоко светским характером, а самым важным ее завоеванием было отношение к человеку как к подлинной ценности, как к мере всего сущего. В греческой культуре нашли детальное осмысление такие понятия, как гражданская свобода и равноправие, гражданский долг, гармоническое развитие личности и др. Наша европейская цивилизация развивалась, главным образом, на основе древнегреческой (и сменившей ее древнеримской).

В течение многих веков искусство Древней Греции было образцом для подражания. Не случайно европейский Ренессанс начался с возрождения античности и ее памятников.

На главную