МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА

Туризм

Агротуризм
Французская модель организации сельского туризма
Туризм в пригородных и городских зонах Европы
Отдых на море
Южная Америка
Круиз «Средиземноморье»
НЕАПОЛЬ И ПОМПЕИ
Корфу

Дизайн

ДИЗАЙН В ЛЕГЕНДАХ
Кораблестроительное искусство
Литература о дизайне
Объяснение промышленного искусства
Индивидуализация концепций дизайна
ДЖОРДЖ НЕЛЬСОН
ТОМАС МАЛЬДОНАДО
ДИЗАЙН В ДЕЙСТВИИ
Фабрика пишущих машин, заложенная Камилло Оливетти
«Браун»
НЕЗАВИСИМЫЙ ДИЗАЙН
НОН-ДИЗАЙН
ДИЗАЙН В ДЕЙСТВИИ
ДИЗАЙН И ИСКУССТВО
Массовая кинопродукция
Американский коммерческий дизайн
Современный элитарный дизайн
Западная служба дизайна

Мировая художественная культура

  АНТИЧНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ
Изобразительное искусство и архитектура
КУЛЬТУРА ЭПОХИ ВЫСОКОЙ КЛАССИКИ
Классическая греческая скульптура
КУЛЬТУРА ГРЕЦИИ ПЕРИОДА ПОЗДНЕЙ КЛАССИКИ
КУЛЬТУРА ЭПОХИ ЭЛЛИНИЗМА
КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО РИМА
РИМСКАЯ КУЛЬТУРА ЭПОХИ ЦАРЕЙ
РИМСКАЯ КУЛЬТУРА ЭПОХИ РАННЕЙ ИМПЕРИИ
РИМСКАЯ КУЛЬТУРА II ‑ V ВВ. Н.Э.
 

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО РИМА

Италия была вторым после Греции важнейшим культурным регионом 1 тысячелетия до н.э. Всего за несколько столетий Древний Рим проделал путь от маленькой общины на реке Тибр до огромной империи, владыки тогдашнего мира. «Вечный город» (так называли Рим) постепенно, шаг за шагом, подчиняет себе сначала Апеннинский полуостров (в V-IV вв. до н.э.), а затем все Средиземноморье (в III-1 вв. до н.э.). Римское государство вело почти беспрерывные, веками длящиеся войны, в которых участвовали поколения римских граждан. Этот римский «милитаризм», безусловно, повлиял на характер римской культуры. Само слово «Рим» в древности было синонимом величия и славы, воинской доблести и богатства. Недаром возникла поговорка: «Все дороги ведут в Рим», ибо со всего света устремлялись туда путешественники, торговцы и искатели сокровищ.

Римскую идеологию и систему ценностей определял прежде всего патриотизм, выражавшийся не только в готовности пожертвовать жизнью за родину, но и в высоком уважении и любви к ее героическому прошлому, традициям предков. В Риме всегда господствовало представление об особой богоизбранности римского народа и самой судьбой предназначенных ему победах. Делами, единственно достойными римлянина, особенно знатного, признавались политика, война, земледелие и правотворчество. Так определял великую миссию Рима знаменитый римский поэт 1 в. до н.э. ВЕРГИЛИЙ, вложив в уста Юпитера такие слова:

Выкуют тоньше другие

пусть оживленные меди,

Верю, еще изведут

живые из мрамора лики,

Будут в судах говорить прекрасней,

движения неба

Циркулем определят,

назовут восходящие звезды.

Ты же — народами править

властительно, римлянин, помни!

Се твои будут искусства:

условья накладывать мира,

Ниспроверженных щадить

и ниспровергать горделивых!

(Пер. В. Брюсова).

Римская ментальность резко отличалась от греческой. Если греки были изумительно одаренным народом в области художественного творчества, то римляне (как они сами признавали) имели наибольшие способности к практической деятельности. Эта главная черта римского склада характера наложила отпечаток на римскую культуру. Римляне были хорошими, дисциплинированными солдатами, прекрасными организаторами и администраторами, законодателями и юристами. Больших успехов они достигли также в области градостроительства и городского благоустройства, они были прекрасными сельскими хозяевами. Римляне явились также создателями выдающихся памятников архитектуры, поражающих совершенством инженерной техники.

В формировании римской культуры приняли участие многие народы и племена, подчинившиеся римской власти — население Италии, греческих областей, эллинистических государств (Египет, Пергам и пр.). Поэтому римская культура была явлением гораздо более сложным чем греческая. Но греческие и восточные влияния в Риме творчески перерабатывались в соответствии с римской системой ценностей. В свою очередь Рим также оказал значительное влияние на завоеванные им эллинистические территории. Так формировался синтез греческой и римской культур, результатом которого стала позднеантичная греко-римская культура (1-V вв. н.э.), лежавшая в основе цивилизации Византии, Западной Европы и многих славянских государств.

Огромной исторической заслугой римлян было то, что они сохранили для потомков многочисленные памятники греческой скульптуры, сделав с них великолепные мраморные копии. Римлян вообще отличала удивительная способность отбирать и усваивать все лучшее, что было создано покоренными ими народами, и особенно, греками. Непременной частью жизни образованных римлян в период поздней Республики (1 в. до н.э.) были греческое искусство, литература, театр и философия греков, которым подражали и которые копировали. Благодаря римлянам мы знаем как выглядели прославленные греческие статуи.

История римской культуры делится на следующие периоды, соответствующие основным этапам истории Древнего Рима:

1. Ранний, или царский, Рим (VIII-VI вв. до н.э.).

2. Ранняя Римская республика (V-IV вв. до н.э.).

3. Римская республика (111-1 вв. до н.э.).

4. Расцвет Римской империи (1-11 вв. н.э.).

5. Упадок Римской империи (111-V вв. н.э.).

КУЛЬТУРА ЦАРСКОГО РИМА

В первые века 1 тысячелетия до н.э. территорию Апеннинского полуострова населяли италийские индоевропейские племена, разделявшиеся в этническом и языковом отношении на несколько групп. На формирование раннеримской культуры наибольшее влияние оказали племена латинов, обитавшие в области Лаций (где был основан город Рим).

Кроме италиков на Апеннинском полуострове жили племена этрусков (в области Этрурия, современная Тоскана) и греки (в южной Италии и Сицилии). Последние передали латинам (римлянам) более совершенные методы земледелия, полисную систему государственного устройства и свой алфавит, на основе которого была создана латинская письменность.

Важная роль в становлении римской государственности и культуры принадлежала этрускам.

Этруски и их культура

Из многочисленных племен, населявших древнюю Италию, высококультурным народом были этруски. Их история и культура красочно описана античными историками и представлена в многочисленных памятниках. Однако этруски — один из самых загадочных народов древности, потому что до сих пор неизвестна их родина, т.е. откуда они пришли в Италию (если вообще приходили), и не установлена также принадлежность их языка к какой-либо языковой семье.

Расцвет этрусской культуры в Италии приходится на VI-V вв. до н.э., после чего под ударами все усиливающегося Рима она постепенно приходит в упадок, а этруски ассимилируются латинянами.

Значение этрусской культуры было огромным, поскольку она оказала большое влияние на культуру древнего Рима.

Этруски были опытными земледельцами и искусными ремесленниками. Они производили своеобразную керамику «буккеро»: сосуды обжигались до черного цвета, затем полировались и украшались рельефными изображениями животных и птиц. Знаменитым было также этрусское художественное бронзовое литье. Этрусская керамика и разнообразные изделия из металла находили широкий сбыт в самой Италии, Греции, Карфагене и других местах.

Этруски оставили после себя множество памятников культуры — остатки городов, которые имели регулярную планировку и мощеные улицы, инженерных сооружений (мосты, дороги, каналы и пр.), некрополей, гробниц, храмов на каменных фундаментах и др. Но мы ничего не знаем об этрусской мифологии и литературе: памятников такого рода почти не сохранилось. Достаточно плохо известна и религия этрусков: мы знаем лишь имена некоторых этрусских богов, которые похожи на римские: Уни — Юнона, Менрва — Минерва.

Римляне многое переняли у этрусков: и мастерство художественной металлообработки, и искусство скульптурного портрета, и приемы строительной техники, а также элементы законодательства, государственного устройства и военной организации.

Но, несмотря на многочисленные влияния и заимствования, ранняя римская культура выросла на местной, италийской почве и была в достаточной степени самобытной.

На главную