МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА

РИМСКАЯ КУЛЬТУРА ЭПОХИ ЦАРЕЙ

Центр будущей великой державы — город Рим — возник в Лации, в средней Италии, в нижнем течении реки Тибр. Ранняя история Рима окутана преданиями и туманом легенд. Известно, что первые поселения появились на одном из семи римских холмов — Палатине (еще, по-видимому, в Х в. до н.э.), затем постепенно были заселены остальные — Целий, Эсквилин, Квиринал, Виминал, Капитолий и Авентин. В обширной низине между ними возник Форум — будущее ядро Рима. Археологи обнаружили там следы погребений, керамику, своеобразные погребальные урны в форме хижин, разнообразное оружие и украшения.

Античная традиция, переданная римскими историками (Тит Ливии, Дионисий Галикарнасский) и поэтами (Вергилий), приписывает основание города Рима легендарному Ромулу и относит это событие к 754—753 гг. до н.э. Согласно этой традиции Ромул, потомок легендарного троянца Энея, задумал основать новый город. Он обозначил по этрусскому обычаю его границы бороздой, пропаханной плугом с бронзовым лемехом. После убийства своего брата Рема во время ссоры Ромул стал первым римским царем, а новый город получил его имя.

По преданию, в Риме в VIII-VI вв. до н.э. правили 7 царей: Ромул, Нума Помпилий, Тулл Гостилий, Анк Марций, Тарквиний Древний, Сервий Туллий, Тарквиний Гордый.

Особое место в истории раннего Рима и его культуры занимает время правления трех последних римских царей, которые, как полагают ученые, происходили из этрусков и были, по-видимому, реальными историческими лицами. При этрусской династии Рим стал преображаться. Были произведены работы по осушению некогда болотистого Форума, там были построены торговые ряды и портики. На. Капитолийском холме был воздвигнут мастерами из Этрурии храм Юпитера с фронтоном, украшенным квадригой. Рим превратился в большой многолюдный город с мощными крепостными стенами, красивыми храмами и домами на каменном фундаменте. При последнем царе — Тарквинии Гордом — в Риме была сооружена главная подземная канализационная труба — Великая клоака (cloaca maxima), которая служит «вечному городу» и поныне.

Согласно античной традиции, в 510 г. до н.э. произошло изгнание из Рима Тарквиния Гордого, а управление было объявлено «общенародным делом» (по-латыни — res publica).

КУЛЬТУРА РИМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

После установления республиканского строя Рим приобрел основные черты гражданской общины, т.е. полиса. Ранняя Римская республика была аристократической и патрицианской, полнотой гражданских прав в ней пользовались лишь потомки родовой знати (патриции).

Римская культура V-IV вв. до н.э. формировалась и крепла, впитывая различные влияния, прежде всего, греческие и этрусские.

Шло развитие латинского языка и письменности, в Риме распространялась грамотность, развивалась риторика; велось большое строительство. В IV в. до н.э. в Риме укоренился обычай трехсложного составного имени: Гай Юлий Цезарь, Марк Лициний Красе, Публий Вергилий Марон. Римские имена состояли из личного (собственного), называемого praenomen, родового имени — nomen и фамильного (прозвища) — cognomen. Начиная с IV в. до н.э. когномен стал передаваться по наследству и обозначать название семьи в роде, к которому принадлежало данное лицо.

Завоевание Римом Италии не означало конца римской экспансии. Войны Рима велись почти постоянно, периоды мира были редки и кратки. Война была неотъемлемой принадлежностью римского образа жизни.

В 111-11 вв. до н.э. Рим вел войны уже за пределами Италии: сначала с Карфа-геном — сильным государством в Северной Африке, а также с иллирийцами, Македонией и царством Селевкидов. Результатом этих кровопролитных войн были обширные римские завоевания в Северной Африке, Испании, Малой Азии, на Балканском полуострове, островах Сицилия и Сардиния. Рим из маленького городка на реке Тибр превратился в господина Западного и Восточного Средиземноморья, столицу мировой державы. Все завоеванные территории превращались в провинции — «поместья римского народа».

Римское государство, превратившись в могущественную рабовладельческую державу древности, изнутри раздиралось острыми социальными и классовыми противоречиями. В Риме шла жестокая борьба за власть между представителями знатных фамилий, политическими деятелями и полководцами.

На этом изобилующем событиями фоне происходило дальнейшее развитие римской культуры. Общественно-политический и экономический строй Рима породил свою систему ценностей, где воинской доблести, военным подвигам и с^аве римского имени принадлежало главное место. У римлян мифы — повествования о богах — не получили такого развития, как у греков, уступив в какой-то мере свое место историческим преданиям, особенно истории римских войн.

Своеобразной была римская религия, которая в отличие от греческой включала в себя не только олимпийский пантеон, но и божества Гениев, Ларов и Пенатов — покровителей дома и домашнего очага. Одним из широко почитаемых богов италийского происхождения был Янус, изображавшийся с двумя лицами как божество входа и выхода, а также всякого начала.

Рим имел и собственную мифологию, но она была лишена той поэтичности и одухотворенности, столь характерной для греческих мифов.

Мощное культурное движение начинается в Риме в конце III в. до н.э. Его главной особенностью было влияние греческой культуры, греческого языка и образованности. Для молодых и знатных римлян обязательным считалось усвоение всего того, что преподавалось в Греции. Потребности в образованных людях удовлетворялись за счет импорта образованных рабов — греков. Многочисленные деятели римской культуры — прозаики, поэты, философы, ораторы, юристы, учителя, врачи, художники, архитекторы — в подавляющем большинстве были неримлянами. Для знакомства с греческой культурой не только знати, но и простого народа большое значение имело скопление в Риме вывезенных из греческих городов картин и статуй, выставлявшихся на площадях и в храмах и служивших образцами для римских мастеров.

В Риме, как и в других древних обществах, понятие «литература» включало в себя как художественное литературное творчество, так и научные и философские сочинения.

В конце III в. до н.э. в Риме формируется латинский литературный язык и на его основе эпическая поэзия. Появляется целая плеяда талантливых поэтов и драматургов, которые обычно брали за образцы греческие трагедии и комедии. Одним из первых римских трагиков был отпущенник Ливии Андроник, грек по происхождению, переведший на латынь «Одиссею».

Участник 1 Пунической войны Гней Невий прославился созданием так называемых паллиат[9] и тогат[10]. На италийской почве возникли ателланы (от названия кампанского города Ателла) с персонажами—масками глупца, обжоры, плута, скряги и пр. Особенно знаменитым было творчество двух крупнейших римских комедиографов — Тита Макция Плавата и Публия Теренция (III-II вв. до н.э.). Они брали за основу греческие комедии, наполняя их множеством подробностей уже из римского быта, фольклора, судебной практики. Классиком римской литературы был также Квинт Энний, воспевший военные победы Рима эпическим гекзаметром.

Первым римским прозаиком считается Марк Порций Катон Старший (II в. до н.э.). В отличие от многих своих современников Катон крайне враждебно относился к греческой риторике, философии, поэзии и не считал их образцом для подражания. Он был известен как строгий цензор, ревнитель римской старины и нравов предков. Из многочисленных сочинений Катона полностью сохранился лишь его труд «О сельском хозяйстве» («De agri cultura»).

С середины II в. до н.э. в общественной жизни Рима повысился интерес к истории, что нашло свое отражение в исторической прозе. Римские исторические сочинения, как правило, имели ярко выраженный пропагандистский характер, точкой отсчета для них оставался Рим. Для пропаганды великой миссии Рима много сделал Полибий (II в. до н.э.), грек по происхождению, проживший много лет в Риме. Он написал «Всемирную историю», вернее, историю римских войн и побед, обусловленных, по его мнению, не только римскими добродетелями, но и римским совершенным строем, совмещавшим преимущества монархии (магистраты), аристократии (сенат) и демократии (народное собрание). Полибий был очевидцем великого исторического факта: на его глазах весь мир подчинился римскому господству в сфере политической и греческому — в сфере духовной. Исследование причин этого феномена и было основным содержанием труда Полибия.

В последнее столетие Римской республики (1 в. до н.э.) прославились своими историческими сочинениями Гай Саллюстий Крисп и Гай Юлий Цезарь, которые отразили остроту политической борьбы в эпоху гражданских войн. Саллюстий дал великолепные портреты современных ему римских политических деятелей. Юлий Цезарь, выдающийся политический деятель и полководец, вождь партии популяров, в своих книгах «Записки о галльской войне» и «Записки о гражданской войне» описал собственные деяния и политическую карьеру. Сочинения Цезаря являются образцом классической латыни, точного и лаконичного языка древних римлян.

Наряду с историческими произведениями в римской литературе эпохи Республики важное место занимали сочинения научные, философские и риторические. Крупным римским ученым-энциклопедистом был Марк Теренций Варрон (1 в. до н.э.). В его большом сочинении, состоявшем из 41 книги, подробно изложена история римского народа, его культура, религия и обряды. К сожалению, этот труд Варрона не сохранился. Варрон был также автором трудов по юриспруденции, искусству, грамматике латинского языка, истории литературы, агрономии. Его трактат «О сельском хозяйстве» содержит практические советы земледельцу.

Во 11-1 вв. до н.э. в Риме стали известны различные течения эллинистической философии. Для ознакомления с ними древних римлян много сделал политический деятель, известный оратор и писатель Марк Туллий Цицерон (I в. до н.э.). В своих философских трактатах («Об ораторе», «Об обязанностях», «О государстве» и др.) он изложил основы' учения Платона и стоиков.

Одним из крупнейших римских философов был Тит Лукреций Кар (1 в. до н.э.), автор знаменитой поэмы «О природе вещей». Выдающийся мыслитель-материалист Лукреций Кар писал о естественном, т.е. без вмешательства богов, происхождении Вселенной, Земли, всего живого.

В 1 в. до н.э. в Риме наивысшего развития достигла риторика — искусство политического и судебного красноречия. Это было связано с бурной общественной жизнью переходной эпохи от Республики к Империи.

В заключение обзора литературного развития республиканского Рима необходимо отметить группу молодых поэтов, называемых в Риме неотериками (в переводе с греч. — новые). Неотерики предпочитали, как и поэты александрийской школы, малые формы — эпиграммы, элегии, эпиллии. В своих стихах они добивались совершенства в овладении языком для описания глубины чувств и переживаний. Произведения неотериков отмечены глубоким знанием древних мифов и особой утонченностью. Среди поэтов этого направления выделялся Гай Валерий Катулл — один из лучших римских лириков. Особой известностью пользовались любовные стихотворения Катулла, полные обожания и страсти к знаменитой светской красавице Клодии. Стихотворения Катулла с их подлинным и страстным чувством, нежностью и в то же время меланхолией и даже язвительностью — единственное в своем роде явление в римской литературе.

Наиболее оригинальным достижением римской художественной литературы являлась сатира (у римлян она называлась «сатура») — литературный жанр чисто римского происхождения. Ярчайшим его представителем был Луцилий (II в. до н.э.).

Архитектура

Зодчество было важнейшим видом искусства республиканского Рима. Было бы ошибкой думать, что римляне все переняли у греков и не создали собственную архитектуру. Достижения римлян в этой области были значительными и выдающимися, хотя они и были связаны с этрусками (у которых римляне позаимствовали арку) и с греками (подарившими Риму ордера). Тем не менее, римская архитектура во многом отличалась от греческой.

Римляне создали новую конструктивную систему (взамен стоечно-балочной системы греков) — искусствоведы называют ее монолитно-оболочечной. Суть ее состоит в том, что римляне в отличие от греков не придавали ордеру конструктивное значение (колонна — как несущий элемент, опора), а рассматривали его лишь как часть декора здания, в то время как опорой стала стена, возводимая из кирпича и бетона.

В строительстве римляне применяли в основном четыре архитектурных ордера: тосканский (заимствованный у этрусков), дорический, ионический и коринфский, причем последнему, как наиболее декоративному и зрелищному, они отдавали явное предпочтение. Римские храмы напоминали греческие своей прямоугольной формой и использованием портиков, но в отличие от греческих были грандиознее и, как правило, воздвигались на высоких подиумах (прямоугольные платформы с лестницей). В V-IV вв. до н.э. в римском строительстве применялся главным образом мягкий вулканический туф. В позднереспубликанский период широко использовался обожженный кирпич и мрамор. Во II в. до н.э. римскими строителями был изобретен бетон, что вызвало повсеместное распространение арочно-сводчатых конструкций, преобразовавших всю античную архитектуру.

Кроме периптера в римском храмовом зодчестве применялся также тип ротонды, т.е. круглого храма. Таким был один из древнейших римских храмов — храм Весты, (или Геркулеса), находившийся на Форуме. В III в. до н.э. он был обнесен колоннадой.

Кроме создания новой конструктивной системы вторым существенным достижением римской архитектуры было широкое применение арочных и сводчатых конструкций. Но римляне не отказывались от колонн — ими украшались общественные здания, например, огромный (на 1700 мест) театр Помпея, первый каменный театр в Риме (1 в. до н.э.). Весьма популярными в римской архитектуре были отдельно стоящие колонны, воздвигавшиеся в честь военных побед.

Очень характерным типом римских сооружений являлись аркады — ряд арок, опирающихся на столбы или колонны. Аркады применялись при устройстве открытых галереи, идущих вдоль стены здания, например театра, а также в акведуках — многоярусных каменных мостах, внутри которых скрывались свинцовые и глиняные трубы, подающие воду в город.

Арочные и сводчатые конструкции использовались также при строительстве амфитеатров — оригинальных римских театров, в которых зрительские места располагались не полукругом, как в греческих, а эллипсом вокруг сцены или арены.

Специфически римским типом сооружения была триумфальная арка, получившая наиболее широкое распространение в эпоху Империи как памятник военной и императорской славы.

В середине 1 в. до н.э. в Риме появились первые величественные мраморные постройки. Юлий Цезарь приказал построить в Риме новый Форум, достойный столицы великой державы. Там была сооружена базилика Цезаря — трехнефное здание прямоугольной формы, предназначавшееся для судебных заседаний, торговых операций и народных собраний (по типу римской базилики в средние века строились христианские церкви). На Форуме также был возведен храм в честь Венеры (покровительницы рода Юлиев).

В архитектурном облике Рима и городов провинций важнейшую роль играли сооружения общественного назначения: храмы, цирки, ипподромы, амфитеатры, бани (термы), базилики и пр.

Строились также здания, предназначенные для проживания,— многоэтажные инсулы для бедноты, роскошные особняки и загородные виллы для богатых римлян.

Скульптура

В скульптуре римляне намного отставали от греков, хотя в их портретах наличествует индивидуальность и попытка передать конкретный образ (в отличие от идеализированных греческих статуй). В то же время римской скульптуре республиканского периода свойственны некоторая упрощенность и угловатость форм.

Памятники римской скульптуры 11-1 вв. до н.э. весьма немногочисленны. Это, например, так называемый «Брут» (предположительно статуя Юлия Брута, бывшего образцом доблестного гражданина), выполненный из бронзы.

Главные улицы и площади города Рима в позднереспубликанский период украсились великолепными мраморными статуями, в основном копиями греческих мастеров. Благодаря этому до нас дошли произведения знаменитых греческих скульпторов: Мирона, Поликлета, Праксителя, Лисиппа.

Вопросы

1. Чем отличались римская система ценностей и римская культура от греческой?

2. Почему римская мифология была гораздо «скромнее» греческой?

3. Какую роль сыграли греки и этруски в становлении культуры Рима?

4. Проанализируйте основные сходства и различия греческой и римской архитектуры.

На главную