МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА

Туризм

Агротуризм
Французская модель организации сельского туризма
Туризм в пригородных и городских зонах Европы
Отдых на море
Южная Америка
Круиз «Средиземноморье»
НЕАПОЛЬ И ПОМПЕИ
Корфу

Дизайн

ДИЗАЙН В ЛЕГЕНДАХ
Кораблестроительное искусство
Литература о дизайне
Объяснение промышленного искусства
Индивидуализация концепций дизайна
ДЖОРДЖ НЕЛЬСОН
ТОМАС МАЛЬДОНАДО
ДИЗАЙН В ДЕЙСТВИИ
Фабрика пишущих машин, заложенная Камилло Оливетти
«Браун»
НЕЗАВИСИМЫЙ ДИЗАЙН
НОН-ДИЗАЙН
ДИЗАЙН В ДЕЙСТВИИ
ДИЗАЙН И ИСКУССТВО
Массовая кинопродукция
Американский коммерческий дизайн
Современный элитарный дизайн
Западная служба дизайна

Мировая художественная культура

  АНТИЧНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ
Изобразительное искусство и архитектура
КУЛЬТУРА ЭПОХИ ВЫСОКОЙ КЛАССИКИ
Классическая греческая скульптура
КУЛЬТУРА ГРЕЦИИ ПЕРИОДА ПОЗДНЕЙ КЛАССИКИ
КУЛЬТУРА ЭПОХИ ЭЛЛИНИЗМА
КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО РИМА
РИМСКАЯ КУЛЬТУРА ЭПОХИ ЦАРЕЙ
РИМСКАЯ КУЛЬТУРА ЭПОХИ РАННЕЙ ИМПЕРИИ
РИМСКАЯ КУЛЬТУРА II ‑ V ВВ. Н.Э.
 

РИМСКАЯ КУЛЬТУРА ЭПОХИ РАННЕЙ ИМПЕРИИ

В конце 1 в. до н.э. римская аристократическая республика уступила свое место монархии, императорской эпохе, искусство которой главную свою задачу видело в прославлении римских цезарей (императоров). Особенно показательно в этом отношении искусство «золотого века» Августа, бывшего временем его наивысшего расцвета.

Культура «века Августа»

В правление первого императора Октавиана Августа (27 г. до н.э. — 14 г. н.э.) римская культура переживает блестящий расцвет, свой «золотой век». Принципат[11] Августа, основными лозунгами которого были: восстановление республики и нравов предков, прекращение войн и смут, воспринимался современниками как долгожданное избавление от потрясающих римское общество гражданских распрей и войн. Поэтому римские ценности, полузабытые религиозные обряды, предания о «доблести предков», «римский миф» (т.е. легенда о якобы предназначенной Риму богами и самой судьбой власти над миром) теперь всячески подчеркивались и были одной из основных тем большинства деятелей культуры эпохи ранней Империи. «Римский миф» сливался с «мифом Августа» — миротворца, избавителя от страданий; оба мифа стали краеугольным камнем официальной идеологии Империи.

В «век Августа» завершился синтез античной греческой и римской культур. Под влиянием окончательного освоения и переработки эллинского наследия высокого уровня достигли литература и искусство, окончательно сформировалась античная культура Рима, которая вошла в качестве существенного компонента в европейскую культуру.

Наиболее плодотворным «век Августа» оказался для римской поэзии (именно поэтому его назвали «золотым»). Расцвет поэзии в Риме был связан с именами трех самых знаменитых поэтов — Вергилия, Горация и Овидия.

Выдающимся творением Публия Вергилия Марона, принесшим ему мировую славу, была «Энеида». Эта поэма выразила самосознание римского народа и заняла место рядом с творениями Гомера. Герои Вергилия так же мужественны и верны Риму, как и герои древних римских преданий. В «Энеиде» прославлялись победы и величие Августа, но еще более великая миссия Рима, «римский дух», римское искусство «щадить ниспроверженных и ниспровергать горделивых». Вергилий умер, не успев закончить «Энеиду», но и незавершенная, эта поэма стала самым популярным памятником римской литературы.

Творчество выдающегося современника Вергилия Квинта Горация Флакка весьма многообразно как по тематике, так и по стилю. «Оды» Горация продолжали творчество греков — Пиндара и Анакреонта. Горациев «Памятник» — стихотворение, воспевающее высокую миссию поэта, — стало образцом для подражания для многих поколений поэтов.

Вершина римской любовной поэзии — творчество Публия Овидия Назона, талантливейшего из римских лириков. Ему принадлежат поэмы «Метаморфозы», «Фасты» (о римских праздниках), «Наука любви» и др.

Восхваление Рима нашло свое окончательное оформление в монументальном историческом труде Тита Ливия — крупнейшего историка «Августова века». Большой труд Ливия «История Рима от основания города» («Аb urbe condita») в 142 книгах (полностью сохранились лишь 35) идеализировал Рим, усматривая причины его возвышения в доблести, патриотизме, почитании богов и нравов предков. Труд Ливия пользовался большой популярностью среди образованных римлян. Его отличали занимательная форма, красочный язык, эпический стиль. Книги Ливия вполне отвечали требованиям Горация к литературе — и поучать, и развлекать. Сочинения этого крупнейшего римского историка содержат многие достоверные факты из истории Рима.

Изобразительные искусства и архитектура

Изобразительные искусства и архитектура времен Августа также служили целям возвеличивания Рима. Август любил говорить, что, приняв Рим кирпичным, он оставил его мраморным. В городе был построен новый Форум — самый крупный и знаменитый, главным сооружением которого стал храм Марса Уль-тора (Мстителя). Он был сложен из туфа, облицован мрамором и украшен роскошными коринфскими колоннами высотой в 18м каждая. На Палатине, близ императорского дворца, был воздвигнут великолепный храм. Аполлона. Архитектуру эпохи Августа отличали изящные и стройные классические пропорции — таков портик Октавии (сестры императора) или большой (на 30 тысяч зрителей) каменный театр Марцелла. На Марсовом поле в 9 г. до н.э. был воздвигнут знаменитый Алтарь мира, стены которого были украшены рельефами, изображающими торжественные процессии. Алтарь мира Августа тоже должен был прославлять век счастья и благополучия.

Замечательным достижением римской строительной техники был храм всех богов — Пантеон в Риме. Римляне, освоив конструкцию арок, сводов и куполов, могли строить большие общественные сооружения, значительно превосходящие по размерам греческие. Примером тому служит огромный купол Пантеона диаметром 43 м (до конца XIX в. купол Пантеона считался самым крупным в мире). В центре купола находится круглое «окно» — «глаз Пантеона», как его называют итальянцы (диаметр 8,5 м). В нишах внутренней стены храма некогда стояли статуи римских богов. Во II в. н.э., при императоре Адриане, Пантеон был перестроен.

Развитие архитектуры (не только в столичном Риме) вело к появлению настенной живописи, лучше всего известной по раскопкам домов в городе Помпеи в Италии. Фрески изображали красочные картины на мифологические, исторические, бытовые сюжеты и напоминали греческие. В Риме воспроизводились также образцы греческой скульптуры и настенной живописи, но их отличал больший реализм в воспроизведении черт оригинала. Такова мраморная статуя Августа из Примапорты, созданная в стиле Поликлета, но более величественная и приближенная к оригиналу.

Культура «века Августа» создала предпосылки для всестороннего расцвета римской культуры в 1-11 вв. н.э.

РИМСКАЯ КУЛЬТУРА I-II ВВ. Н.Э.

Римская культура в эпоху ранней Империи сохраняла свой блеск и великолепие, а в некоторых отношениях и превзошла прежний уровень. Никогда раньше она не блистала таким созвездием имен: философы — Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий, Секст Эмпирик, Дион Хризостом, поэты — Лукан, Марциал, Ювенал, писатели — Плутарх, Петроний, Лукиан, Апулей, риторы — Квинтилиан, Элий Аристид, историки — Тацит, Аппиан, Светоний, ученые—Клавдий Гален, Клавдий Птолемей, Сальвий Юлиан, Плиний Старший и многие другие.

Характерной чертой культурной жизни Рима эпохи ранней Империи являлось то, что в ее создании принимали активное участие уроженцы не только города Рима, но и всей Италии и особенно римских провинций.

Одним из важнейших явлений культурной жизни Рима 1-11 вв. было появление и распространение христианства, сыгравшего исключительную роль в истории мировой культуры.

Плутарх из греческого города Херонея прославился как автор сравнительных жизнеописаний знаменитых греков и римлян, а также как философ-моралист, исследователь литературы, риторики, истории музыки, религиозных культов. Грек Дион Хризостом (Златоуст) был популярен как блестящий оратор. Гай Светоний Транквилл составил биографии 12 римских цезарей — первых 12 императоров — от Юлия Цезаря (которого он причислял к монархам) до Домициана. Светоний собрал множество подробностей частной жизни римских цезарей, не оставив без внимания их пороки и низменные страсти. Выдающимся римским историком 1-11 вв. был Корнелий Тацит, автор нескольких литературных произведений исторического жанра, в которых с глубоким психологизмом описал трагедию римского общества. Вопреки собственному намерению писать беспристрастно ( «sine ira et studio» ) тацитовское повествование наполнено драматизмом: умение автора передать душевные переживания, мысли и мотивы поступков его героев, меткие характеристики персонажей делают Тацита едва ли не лучшим из римских историков.

Большой популярностью в ранней Римской Империи пользовался эпистолярный жанр. Таковы, например, письма сенатора Плиния Младшего к друзьям и императору Траяну. Новым был жанр романа, но из римских романов до нас дошел только один — «Метаморфозы» (или «Золотой осел») Апулея (II в.).

Юмором и едкой сатирой, яркостью красок и проницательностью отличались эпиграммы Марциала и сатиры Ювенала. Ювенал гневно обличал пороки современного  ему римского общества, его сатиры не щадят никого, в т.ч. и императоров. Остроумный и наблюдательный Марциал и до сих пор доставляет немало удовольствия современным читателям.

Грандиозным памятником раннеимператорского Рима была оформленная система римского права, которое легло в основу всех правовых систем Средневековья и Нового времени.

Императоры-преемники Августа продолжали украшать Рим новыми зданиями и сооружениями. На Палатинском холме Тиберий построил новый императорский дворец (строительство его завершилось при Калигуле). Почти полностью перестроил центр Рима Нерон: после сильного пожара 64 г. н.э. (в поджоге людская молва обвинила самого Нерона) император приказал снести все постройки центральной части города и на их месте построить императорский дворец с окружающими его резиденциями. Новый дворец получил название «Золотой дом» из-за массы золота и драгоценных камней в его отделке. Центральные улицы Рима были расширены, была ограничена высота зданий, весь город украшен новыми портиками, защищавшими прохожих от палящего солнца. Город, созданный на пепелище, при Нероне был именно тем прекрасным и «вечным Римом», которым восторгались его современники.

После гражданской войны 68-69 гг. н.э. пришедший к власти Флавий Веспасиан начал строительство амфитеатра, известного всему миру как Колизей[12] Завершение строительства Колизея пришлось на правление сына Веспасиана Тита (80 г. н.э.). В честь открытия Колизея были даны стодневные гладиаторские игры. В плане Колизей представлял собой эллипс с окружностью 524 м. Это трехэтажное сооружение (позднее был добавлен и четвертый этаж) с арочно-сводчатыми перекрытиями. Стена Колизея высотой около 50 м состояла из трех ярусов арок-входов (80 арок нижнего яруса позволяли пятидесяти тысячам зрителей заполнить трибуны за считанные минуты), а четвертый ярус имел глухую стену с кедровыми мачтами, укрепленными на кронштейнах: на них над трибунами натягивали тент для защиты от солнца в жаркие дни (или в случае непогоды). В нижнем ярусе Колизея находились полуколонны дорического ордера, во втором — ионического, а в третьем — коринфского. В нишах второго и третьего ярусов стояли статуи. На арене Колизея могли сражаться одновременно до 3000 пар гладиаторов, а под ней находились подсобные помещения, коридоры, клетки для диких зверей и т.д.

В 400 г. гладиаторские игры как языческие зрелища были официально запрещены и Колизей опустел. Стали растаскиваться статуи, украшавшие его, а сам амфитеатр был превращен в каменоломню. Из огромных каменных квадров Колизея в средние века строились христианские церкви, дома, мосты.

К выдающимся достижениям римской архитектуры этого периода относятся и триумфальные арки: одно-, трех- и пятипролетные, которые сооружались в честь императоров. Если греки объясняли военную победу доблестью всех воинов, то римляне приписывали ее личным заслугам полководца. Выражением высших почестей императору-полководцу и служила триумфальная арка. В Риме сохранились только арки Тита — монументальная и в то же время строгая однопролетная арка (80 г. н.э.), Септимия Севера (III в.) и .Константина (IV в.). Последняя, наиболее сложная из всех, кажется безвкусным нагромождением архитектурных и скульптурных элементов.

Императоры ранней Римской Империи продолжали украшать римский Форум. Самым грандиозным и красивым был Форум Траяна, о котором говорили, что не только люди, но даже боги пришли от него в изумление. Форум Траяна был сооружен в начале II в. под руководством греческого зодчего Аполлодора. Он включал в себя собственно форум, окруженный колоннадой, с конной статуей императора и два полукруглых сооружения, так называемые «рынки» Траяна, служившие для хранения заморских товаров, привозившихся в Рим. В глубине Форума высилось еще одно грандиозное сооружение — базилика Ульпия — здание для судебных заседаний. Любопытно, что базилика Ульпия была вытянута в длину и имела три нефа по типу греческого храма; она не имела сводчатых перекрытий, столь характерных для римской архитектуры. К базилике примыкали две библиотеки — латинская и греческая. Достопримечательностью Форума Траяна была также массивная триумфальная колонна этого императора, самая большая из триумфальных колонн Рима. Ее высота — почти 27 м, ствол ее сложен из 17 колоссальных блоков каррарского мрамора, всю колонну обвивает лента барельефов, запечатлевших эпизоды войн Траяна с даками (длина рельефа 200 м).

При императоре Адриане, преемнике Траяна, был перестроен римский Пантеон на Марсовом поле. К зданию храма был пристроен портик с восемью колоннами из египетского красного гранита с беломраморными коринфскими капителями. Соединение греческого портика с римской купольной конструкцией было типично для римской архитектуры. Пантеон — один из прекраснейших памятников античности.

Во II в. в Риме появляются первые конные статуи. Одна из них — конная статуя Марка Аврелия, которая до сих пор украшает Капитолийскую площадь.

Одним из наиболее замечательных римских сооружений являются термы (бани), которые играли большую роль в повседневной жизни римлян. Римские термы прошли долгий путь от республиканской простоты к роскоши и излишествам императорской эпохи. Они принадлежали и частным лицам, и государству. Самыми великолепными из римских бань были термы императора Каракаллы (III в. н.э.). Отделанные мрамором и богато украшенные, они состояли из комплекса зданий, окруженных портиками, садами, стадионами, бассейнами и библиотеками. Термы Каракаллы располагались на площади в 11 га. Термы — это наиболее оригинальное творение римского зодчества, не имеющее прототипов на эллинистическом Востоке.

В 1-11 вв. бурное строительство шло не только в Риме, но и в других городах Италии и многочисленных провинциях. По всей империи можно найти остатки монументальных сооружений и памятников того времени: большой храм Зевса в Афинах, амфитеатр в Вероне, порты в Остии и Геркулануме, амфитеатр в Помпеях. И в Месопотамии, и в Египте, и в Галлии, и в Испании сохранились следы античной греко-римской архитектуры: амфитеатры и цирки, термы и акведуки, дороги и мосты, арки и колонны, храмы и пластические композиции. Особенно знамениты амфитеатры в южной Франции — в Ниме, Арле, Оранже.

Особое место в истории древнеримского и всего мирового искусства занимает скульптурный портрет, ведущий свое происхождение от римской традиции отливать восковые маски с лиц умерших.

Возникнув еще в республиканскую эпоху (мраморные бюсты Помпея, Цезаря, Цицерона и др.), он достиг своего высшего расцвета в эпоху Империи. Очень выразительны портретные бюсты императоров: Филипп Аравитянин, Каракал-ла, Веспасиан, Домициан, Вителлий, — целая галерея характеров, наклонностей, страстей предстает перед нами в римском портрете. Если греческие статуи содержали, как правило, идеализированный образ, то римские бюсты поражают своей жизненностью и правдивостью, хотя некоторые из них и не лишены героизации и театральности.

В разных музеях мира, в т.ч. и в петербургском Эрмитаже, хранится огромное количество римских портретных бюстов и слепков с них. Среди них — императоры и политические деятели, полководцы, ораторы, чиновники и просто безымянные римляне, в лицах которых явственно проступают характеры, эмоции и настроения.

На главную