МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА

Туризм

Агротуризм
Французская модель организации сельского туризма
Туризм в пригородных и городских зонах Европы
Отдых на море
Южная Америка
Круиз «Средиземноморье»
НЕАПОЛЬ И ПОМПЕИ
Корфу

Дизайн

ДИЗАЙН В ЛЕГЕНДАХ
Кораблестроительное искусство
Литература о дизайне
Объяснение промышленного искусства
Индивидуализация концепций дизайна
ДЖОРДЖ НЕЛЬСОН
ТОМАС МАЛЬДОНАДО
ДИЗАЙН В ДЕЙСТВИИ
Фабрика пишущих машин, заложенная Камилло Оливетти
«Браун»
НЕЗАВИСИМЫЙ ДИЗАЙН
НОН-ДИЗАЙН
ДИЗАЙН В ДЕЙСТВИИ
ДИЗАЙН И ИСКУССТВО
Массовая кинопродукция
Американский коммерческий дизайн
Современный элитарный дизайн
Западная служба дизайна

Мировая художественная культура

  АНТИЧНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ
Изобразительное искусство и архитектура
КУЛЬТУРА ЭПОХИ ВЫСОКОЙ КЛАССИКИ
Классическая греческая скульптура
КУЛЬТУРА ГРЕЦИИ ПЕРИОДА ПОЗДНЕЙ КЛАССИКИ
КУЛЬТУРА ЭПОХИ ЭЛЛИНИЗМА
КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО РИМА
РИМСКАЯ КУЛЬТУРА ЭПОХИ ЦАРЕЙ
РИМСКАЯ КУЛЬТУРА ЭПОХИ РАННЕЙ ИМПЕРИИ
РИМСКАЯ КУЛЬТУРА II ‑ V ВВ. Н.Э.
 

РИМСКАЯ КУЛЬТУРА II ‑ V ВВ. Н.Э.

Начиная с третьего столетия Римская империя почти постоянно находилась в состоянии кризиса.

Более всего кризисные явления затронули политическую жизнь Рима: новые гражданские войны, «варваризация» Империи, растущий сепаратизм провинций, все усиливающийся натиск на империю племенных союзов германцев и прочих народов и т.д. В экономическом отношении к середине III в. империя пришла в состояние полной разрухи.

Кризисные явления затронули и культуру. Практически пропал интерес к философии и науке. Вместо философии все чаще наблюдалось обращение к религии, к различным мистическим культам и суевериям.

Языческая историография III в. представлена главным образом сочинениями автора, писавшего по-гречески, ‑ Диона Кассия. Он составил обширную «Римскую историю» в 80 книгах — исчерпывающий свод знаний о прошлом Рима.

В связи с усилением позиций христианства в III в. н.э. появляются сочинения первых христианских апологетов[13]: Оригена, Тертуллиана, Киприана и др.

В конце III в. вступивший на императорский трон Диоклетиан, уроженец римской провинции Иллирия, и его преемник Константин провели ряд реформ, которые смогли ненадолго вывести империю из кризиса и продлить ее существование еще более чем на 100 лет. Сильная императорская власть позволила добиться некоторых успехов в сохранении единства империи. Союзницей государства теперь выступала христианская церковь, признавшая императора наместником Бога на земле. Медиоланский эдикт Константина (313 г.) признал равноправие христианства с другими религиями. В IV-V вв. жили виднейшие представители христианского богословия, отцы церкви — Василий Великий, Иоанн Златоуст, Амвросий Медиоланский, Аврелий Августин (создатель христианской философии истории). Христианство начало превращаться в господствующую религию; языческим храмам оставалось стоять в империи уже недолго. Часть их была превращена в христианские церкви, часть разрушена. При императоре Феодосии I (конец IV в.) христианство сделалось государственной религией Рима.

Культ императорской власти способствовал созданию колоссальных по размерам, величественных сооружений. Огромные термы Диоклетиана превзошли своими размерами термы Каракаллы, колоссальным был и дворец Диоклетиана в окрестностях нынешнего Сплита. Пластическое искусство сознательно следовало эстетике Плотина[14], согласно которой художник должен был отображать не реальное, а только внутреннее, т.е. душу. Эта тенденция проявилась в знаменитых фаюмских портретах из Египта — она свидетельствует о скором приближении искусства византийских икон. Фаюмские портреты — это живопись восковыми красками на деревянной доске или холсте. В них явственно проступают такие черты позднеримского искусства, как интерес к индивидуальности и отображение внутреннего мира человека.

Позднеримское искусство символично — статуи императоров воплощают нечеловеческое величие, они как бы лишены тела, жизнь горит только в глазах, отражающих душу.

После смерти Константина (337 г.) в Риме вновь резко обострился кризис античных порядков. Усилились нападения варваров на границы империи, римляне потеряли почти все свои провинции. Раздираемая внутренними противоречиями, теснимая со всех сторон внешними врагами Римская Империя неуклонно шла к своему концу. В 395 г. Римская держава была окончательно разделена на Западную и Восточную. Столицей западной половины остался город Рим, а столицей Восточной Римской империи (будущей Византии) стал город Константинополь, основанный Константином на месте бывшей греческой колонии Византии.

В 410 г. и 455 г. Рим подвергся страшному разгрому — сначала от готов, а затем от вандалов (отсюда понятие «вандализм».). В середине V в. под властью императора осталась лишь Италия. В 476 г. командир стоявших в Италии германских наемников Одоакр сместил малолетнего императора Ромула-Августула и отослал знаки императорского достоинства в Константинополь. Это событие принято считать концом Западной Римской империи.

Что касается Восточной Римской империи, то она не погибла под ударами варваров, а просуществовала еще почти тысячу лет. С концом же Западной Римской империи погибла и античная культура.

Характерные особенности культуры древних цивилизаций

История древних цивилизаций Азии, Африки и Европы позволяет проследить особенности и основные этапы развития мировой культуры того времени — от раннеклассовых и достаточно примитивных культур Востока до поражающей своей гармонией и совершенством культуры античного мира.

Культура древних цивилизаций оказала огромное влияние на последующее культурное развитие человечества. Многообразные культурные ценности, выработанные древнеегипетской и древне-месопотамской цивилизациями, были восприняты, осмыслены и творчески переработаны более поздними обществами, прежде всего античными Грецией и Римом. В свою очередь, античный мир и его культура легли в основу европейской цивилизации, которая периодически обращалась к идеям и мотивам из греко-римского культурного наследия.

Выдающиеся астрономы Средневековья — Галилео Галилей, Николай Коперник, Иоганн Кеплер — опирались на труды Аристарха Самосского и его теорию обращения Земли и планет вокруг Солнца. Теоремы Пифагора, геометрия Евклида, законы Архимеда стали основой образования в феодальной Европе.

Христианство, впитавшее в себя ценности античной культуры, стало ведущей мировой религией.

Римское право легло в основу всех систем права западноевропейских государств.

Латынь, язык древних римлян, сделалась основой романских языков, а также языком науки и католической церкви. Латинский алфавит был усвоен в Западной Европе, а греческий лег в основу славянских языков.

Современные виды и жанры литературы также восходят к античности. К ней постоянно обращались европейский театр, драматургия и литература.

Римская строительная техника и архитектура оказали большое влияние на западноевропейскую архитектуру, особенно Испании, Франции, Италии. В основе архитектуры христианских церквей лежала римская базилика.

На главную